Теоретические основы функционирования вузовских библиотек

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Теоретические основы функционирования вузовских библиотек

Страница 4

Д. Ю. Гуреев отмечает, что миссия библиотеки заключается в ее культурном и маркетинговом назначении, и излагает теоретическую основу гуманистической миссии библиотеки как храма культуры.

Понятие «миссия» определяется библиотековедами в двух направлениях: миссия библиотеки, как важнейшая категория философии библиотеки, категория высшего порядка, ключевое философское понятие библиотековедения, и миссия, как задание, которое общество дает библиотеке. Миссия в этом случае трактуется, как ее назначение, социальная роль и функция, компонент организационной культуры библиотеки. При таком подходе миссия библиотеки изменяется в зависимости от ее типа и конкретных условий.

В целом, миссия библиотеки – это социальная концепция её деятельности; важнейший компонент организационной культуры; понятие, отражающее значение библиотеки, её философию, смысл и четко выраженную цель существования.

Во-первых, миссия даёт субъектам внешней среды общее представление о библиотеке, о её стремлениях и направлениях деятельности. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована ясно для всех субъектов взаимодействующих с библиотекой.

Во-вторых, миссия способствует единению внутри библиотеки и созданию единого духа. Это проявляется в следующем: миссия делает ясным общую цель и предназначение библиотеки, что способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с библиотекой. В результате миссия выступает отправной точкой их деятельности, устанавливает определенный климат в библиотеки. С её помощью до работников доводится философия целостности и принципы, лежащие в основе построения и осуществления деятельности библиотеки.

В-третьих, миссия создаёт возможность для более действенного управления библиотекой в силу того, что она является базой для установления целей библиотеки, обеспечивает непротиворечивость наборов целей, а также помогает выработке стратегий.

Таким образом, миссия способствует формированию и закреплению определённого имиджа библиотеки как социокультурного центра. Поскольку миссия делает понятными для сотрудников общую цель и предназначение библиотеки, её глубокий смысл, следовательно, она помогает установлению оптимального социально-психологического климата в коллективе. И способствует успешному, эффективному управлению библиотекой.

Миссия библиотеки определяется в первую очередь обществом, потом законами и регламентирующими документами, а также зависит от организаций, в подчинении которых она находится. Так, общую миссию библиотек в Российской Федерации определяет федеральный закон «О библиотечном деле». Он ставит перед библиотеками задачу реализовать права граждан, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Миссия каждой конкретной библиотеки определяется на основе устава и положения о библиотеке, а структурных подразделений – на основе положений об этих подразделениях.

Свою миссию библиотеки могут выполнить на должном уровне, если с одной стороны: общество, государство, правительство, вышестоящие организации и ведомства, которым подчинены библиотеки, оценят, осмыслят, поймут значимость и содержание той миссии, которую выполняют, выполняли и будут выполнять библиотеки для сегодняшнего и будущих поколений. С другой стороны, когда библиотеки будут внедрять в свою работу новые информационные технологии, новые формы и методы работы, исходя из потребностей развития общества и пользователей.

Думается, что миссию библиотеки необходимо отражать как в уставе, положении о библиотеке, так и на сайте библиотеки. Так, например, на сайте научно-технической библиотеки Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова её миссия сформулирована следующим образом: «Миссия научно – технической библиотеки состоит в информационном обеспечении научно – исследовательской и учебной деятельности; поддержке и сохранении документального фонда знаний и информационного потенциала для нынешних и будущих поколений пользователей» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru