Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Новое об образовании » Развитие мотивации учения у студентов с помощью технологий активного обучения » Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Страница 1

Потенциал развития мотивации учения заложен в теории технологий активного обучения (ТАО). Технологии активного и интерактивного обучения имеют определенные задачи. При использовании вышеупомянутых технологий повышается возможность самореализации студента, повышение его познавательного интереса, удовлетворение потребности в коммуникации, обретение им социального опыта, осознание личностной ценности. Из всего потенциала ТАО для нас важно то, что они предоставляют возможности для развития мотивации учения. Способы обучения играют огромную роль в развитии мотивации. Они влияют на личность обучаемого, и, разумеется, часть этого влияния сказывается на мотивации учения.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Чем это обусловлено?

Во-первых, процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Во-вторых, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.

В-третьих, задачами, стоящими перед современным образованием. В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:

необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;

нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;

следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям. Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения».

С.Б. Ступина в монографии «Технологии интерактивного обучения в высшей школе» утверждает: «Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе».

Для нас крайне значимо то, что переведение обучаемого из роли пассивного воспринимающего в статус активного деятеля, рост самостоятельности студента дает ему возможность проявить себя в деятельности, повысить личную заинтересованность в предмете изучения, почувствовать себя профессионалом, способным предложить свой вариант решения проблемы. Удовлетворение от преодоления трудностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы над заданием или, напротив, осознание необходимости дальнейшей активной работы для получения нужного результата способствуют развитию желания обретения знания, самообразования в данной сфере и, как следствие, развитие мотивации учения.

Немаловажными в этом ключе становятся следующие особенности активного обучения:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru