Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Новое об образовании » Развитие мотивации учения у студентов с помощью технологий активного обучения » Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Страница 4

метод «деловой игры»,

конкурсы практических работ с их обсуждением,

ролевые игры,

тренинги,

коллективные решения творческих задач,

кейс-метод.

По мнению специалистов, интерактивные методы, используемые в учебном процессе должны отвечать следующим требованиям:

активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения знаний;

формирование, накопление и развитие навыков в процессе групповых и индивидуальных занятий;

максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности;

сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения».

Формы и методы интерактивного обучения в зависимости от своеобразия организации методики учебной деятельности можно разделить на:

дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;

тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

учебно-познавательную (предельно конкретную);

коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).

Все три задачи оказываются непосредственно связаны с развитием внутренней мотивации учения, для которого важен и интерес к процессу усвоения знания, и раскрытие личностного потенциала, возможного в коммуникации, и осознание практического потенциала полученных навыков.

Разумеется, в связи с изменением роли обучаемого в процессе получения знания меняется и роль преподавателя. Выделяются следующие задачи преподавателя-ведущего в интерактивной технологии:

направление и помощь процессу обмена информацией;

выявление многообразия точек зрения;

обращение к личному опыту участников;

поддержка активности участников;

соединение теории и практики;

взаимообогащение опыта участников;

облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

поощрение творчества и самостоятельности участников .

Только при условии принятия преподавателем обязательств, которые накладывает на него работа в новом режиме, возможно осуществление взаимодействие в процессе обучения. Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

«Конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

- развитие толерантности.

Учебной микрогруппе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «преподаватель - группа»:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- многомерное освоение учебного материала;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях».

Таким образом, внедрение в образовательный процесс технологий активного обучения играет огромную роль в развитии мотивации, реализуя целый ряд задач, непосредственно связанных с изменением привычного отношения обучающихся к получению высшего профессионального образования:

«интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

повышение вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

обеспечение не только прироста знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытия новых возможностей обучающихся, что является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

изменение не только опыта и установок участников, но и окружающей действительности, так как активные методы обучения являются имитацией активных видов деятельности».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

Виды памяти
При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru