Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Новое об образовании » Развитие мотивации учения у студентов с помощью технологий активного обучения » Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Страница 3

Роль педагога особенно важна при оценке применения новых знаний студентами. Если ознакомиться с предметом обучения и определить свою мотивацию студент может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Его знания о предмете еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их. Взаимодействие студентов и преподавателя имеет наибольшее значение на этапах апробации знаний и в дискурсе.

3. Взаимодействие студентов

Форма интерактивного образования, предусматривает взаимодействие студентов, отдельно взятым обучающимся и другими студентами в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без него в реальном времени.

Практика образования, за всю его историю чаще всего строилась через создание класса или какой-либо другой группы студентов по причинам, которые не имеют никакого отношения к потребностям обучающихся. В настоящее время классная форма обучения сохраняется во многих случаях потому, что это - единственная известная большинству преподавателей организационная форма, и потому что в краткосрочной перспективе это наиболее дешевый способ воплощения всех обучающих действий: формирование интереса, усвоение новой информации, ее практическое применение, оценка и поддержка студентов.

Однако взаимодействие студентов, происходящее в группе, является в высшей степени ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающим. Исходя из того, что в современном обществе, особенно в сфере бизнеса, чрезвычайно важно обладать навыками эффективного взаимодействия в групповом проекте, то делается упор на обучении студентов именно этим навыкам, применяя соответствующие тренинги. Студент может в одиночку или вместе с преподавателем изучать принципы лидерства и групповых взаимоотношений. Однако на этапе практического применения знаний и их оценки приобретенный дух коллективизма становится наиболее ценным как для самих обучающихся, так и для их преподавателя. Интересен тот факт, что трудно эффективно способствовать взаимодействию студентов в больших группах для начинающих, поэтому необходимо использовать методы интерактивного образования, используя видео и компьютерное взаимодействие. Таким образом, студенты получили возможность индивидуального взаимодействия с преподавателем электронным способом, а также общения внутри группы, например, используя асинхронную электронную почту».

Таким образом, самой важной чертой интерактивности является взаимность: взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, взаимная заинтересованность, взаимное обогащение, обмен опытом, идеями. В этом процессе коммуникации студент раскрывает собственный интеллектуальный потенциал, осознает личностную значимость, ощущая себя, в то же время, частью целого. Это, без сомнения, повышает интерес к предмету изучения и процессу получения знания, что отражается на развитии мотивации учения. «В настоящий момент в современной педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение» как

«обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;

«обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;

«обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог».

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Исследователи отмечают некоторые принципы, которым должно соответствовать интерактивное обучение:

диалогическое взаимодействие;

работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

активно-ролевая (игровая) деятельность;

тренинговая организация обучения.

Таким образом, интерактивные технологии обучения строятся на основе взаимодействия и сотрудничества, что возможно осуществить с помощью определенных форм организации работы, позволяющих создать максимальную близость участников обучения. В данном исследовании для нас важно то, что данные технологии обучения, отличные от традиционных, ставят студентов в непривычное положение, заставляют по-иному взглянуть на изучаемый предмет, на сокурсников, на самого себя, что повышает интерес к процессу обучения и, соответственно, мотивацию учения.

Обратимся непосредственно к методам обучения, которые могут быть названы интерактивными. «Формы и методы интерактивного обучения:

эвристическая беседа,

презентация,

дискуссия,

«мозговая атака»,

метод «круглого стола»,

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru