Методические рекомендации по применению технологий активного обучения при освоении дисциплины «Литература русского зарубежья»

Новое об образовании » Развитие мотивации учения у студентов с помощью технологий активного обучения » Методические рекомендации по применению технологий активного обучения при освоении дисциплины «Литература русского зарубежья»

Страница 2

Учитывая, что лекции составляют значительную часть курса, следует использовать некоторые формы интерактивных лекций, изменив роль студента как пассивного слушателя и позволив ему проявить инициативность.

Лекцию по теме «Пути и судьбы русской литературной эмиграции первой трети ХХ века» предлагается провести в форме лекции – визуализации, где будут показаны фотографии писателей, отрывки писем и дневников, что создаст атмосферу сопереживания. Лекция по теме «Прозаики старшего поколения (Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Куприн)» может быть проведена (учитывая знакомство студентов с именами писателей) в виде лекции с запланированными ошибками. По ходу лекции преподаватель допускает определенное количество ошибок в фактическом материале (имена, даты, события, произведения). Студенты должны попытаться заметить и исправить эти неточности. Это повысит интерес обучающихся и убедит их в том, что они уже немало знают по данной теме. Не менее близка студентам тема «Творчество М.Цветаевой в эмиграции», что позволяет изучить ее, к примеру, в форме лекции – диалога, в ходе которой студенты отвечают на вопросы, задаваемые преподавателем.

По материалу, с которым студенты, скорее всего, не сталкивались ранее (в частности, историческая проза Русского зарубежья, творчество Б.Зайцева и М.Осоргина) предлагается провести лекции – пресс-конференции. Студентам предлагается придумать и в письменном виде задать лектору вопросы по теме, причем вопросы могут быть творческого характера. С одной стороны, это повысит интерес слушателей, усилит внимание к теме, изначально представляющейся недостаточно увлекательной, с другой стороны, возможность вступить в диалог с преподавателем и предложить свое суждение позволит студенту осознать собственную значимость. Для активных, амбициозных студентов это – попытка проявить себя, что, являясь фактором скорее внешней мотивации, чем внутренней, все же оказывается немаловажным способом развития мотивации учения.

По темам «Творчество Б. Савинкова» и «Творчество В. Набокова», предполагающим различные, даже диаметрально-противоположные трактовки материала, можно провести вариант проблемной лекции. Слушатели делятся на группы, каждая отвечает за определенную точку зрения на жизнь и творчество автора. Студентам предлагается, слушая лекцию, акцентировать внимание на тех фактах, которые относятся к нужной им трактовке, способствовали ее появлению. Это приводит к тому, что студенты не просто воспринимают знания, но и начинают анализировать и интерпретировать их.

Если говорить о практических занятиях, то здесь применение ТАО позволит студентам в различных (порой непривычных и неожиданных) видах деятельности реализовать те знания, которые изначально воспринимаются как бесполезные. Так, например, практическое занятие по теме «Сатира и юмор в эмиграции» можно построить по модели «Кейс-стади». Студентам предлагается конкретная и необычная ситуация: по группам придумать и написать небольшой сатирический рассказ в стиле одного из изучаемых авторов (М. Тэффи, А. Аверченко, Саша Черный). Работа в группе распределяется по ролям: один студент отвечает за идею, второй – за ее письменное воплощение, третий – за стиль, четвертый – за критическое восприятие. Таким образом, студенты могут не просто ознакомиться с материалом, но и творчески переосмыслить его, реализоваться в некой социальной роли. Обсуждение после представления группой своего проекта позволит студентам выявить сильные и слабые стороны своего проекта, даст материал для рефлексии по поводу способов организации своей работы.

Коллоквиум по творчеству Владимира Набокова предлагается провести в виде дискуссии. Возможные темы обсуждения: восприятие творчества писателя в современном мире; отражение социального устройства мира в произведениях Набокова; «покушение» на музей писателя в Санкт-Петербурге. Несколько непривычные темы дискуссии, предполагающие личную интерпретацию событий и тесную связь с современной действительностью, могут способствовать переосмыслению студентами собственного отношения к литературному материалу, осознанию возможности различных подходов к проблеме. Кроме того, студентам может быть предложена ситуация экранизации романа «Дар». Предположить, с какими трудностями пришлось бы столкнуться людям, решившим переложить данное произведение, с большим трудом поддающееся экранизации, на язык кино. Это задание позволит студентам осознать, насколько разнообразны возможности применения специальных знаний, получаемых при освоении литературы.

Тема «Творчество А.И. Солженицына» зачастую изначально представляется студентам крайне трудоемкой. Чтобы заинтересовать студентов в материале и предоставить им возможность как для реализации творческого потенциала, так и для обретения социального опыта в неожиданной роли, предлагается использовать метод деловой игры. Студенты разбиваются на группы, каждая из которых должна «взять интервью» у одного из героев романа «В круге первом», точнее, представить, как это интервью могло бы выглядеть. Соответственно, студенты пробуют проинтерпретировать произведение и его персонажей с точки зрения журналиста.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru