Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте

Новое об образовании » Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения » Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте

Страница 2

Приступим к первому этапу работы над развитием творческих способностей, т.е 1. установим начальный уровень развития творческих способностей у учащихся исследуемых групп, 2. подбираем средства и методы развития творческих способностей учащихся.

Для установления начального уровня развития творческих способностей учащихся мы используем следующий метод. Это тест-контроль (см. приложение). Данный тест состоит из 3 заданий на применение творческих способностей на уроках обучения грамоте. Тест проводится в конце первого месяца обучения.

Учитель раздает карточки-тесты, в которых содержится:

задание – «Слоговое лото», дается 2 слога. Требуется составить, как можно больше слов с данными слогами, т.е. с каждым в отдельности. Уровень выполнения задания зависит от количества составленных слов.

Высокий уровень – 9-10 слов;

Средний уровень - 5-8 слов;

Низкий уровень - 0-4 слов;

задание – «Слово в слове» дается слово. Требуется составить из букв данного слова как можно больше слов. Уровень выполнения задания зависит от количества составленных слов.

Высокий уровень – 5 слов;

Средний уровень – 3-4 слова;

Низкий уровень – 0-2 слова;

задание – «Буквы разбежались» (работа над деформированным предложением).

Уровень выполнения задания зависит от качества выполнения данного упражнения.

Высокий уровень – задание выполнено на высоком уровне качества;

Средний уровень – задание выполнено, но не совсем качественно;

Низкий уровень – задание не выполнено.

Подсчитываем общее количество баллов. Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Определение уровней творческих способностей учащихся на начало года

Уровень

Экспериментальный класс 1 «Г» класс 25 чел.

Контрольный класс 1 «В» класс 25 чел.

Кол-во уч.

%

Кол-во уч.

%

Высокий уровень

3

12

2

8

Средний уровень

14

56

14

56

Низкий уровень

8

32

9

36

Как видно из диаграммы, уровень творческих способностей экспериментального и контрольного классов примерно одинаковый.

Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной развития творческих способностей учащихся. Таким образом, мы переходим ко второму этапу. Мы считаем, что основным средством развития творческих способностей является дидактическая игра.

Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности учащихся.

Диаграмма 1. Уровень развития творческих способностей экспериментального и контрольного классов на начало учебного года

К первой группе приемов относились творческие задания, помогающие освоить выразительные свойства языка (подбор эпитетов). Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки (Игра «Нарисуй портрет»).

Следующие приемы – придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать разницу в оттенках слов.

Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам как сочинение сказочной истории, рассказа (Игра «Диафильм», «Обратный диафильм», «Сочини историю»). Придумывание продолжения знакомой сказки (Игра «Продолжи сказку»), сочинение сказки по картинке.

Для развития творческих способностей в игре детям предлагались игры: «Домино», «Составилка», «Буква в окошке», «Буквы разбежались», «Лесенка», «Наборщик», «Занимательные модели», «Цепочка», «Ребусы» и т.д

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

Мотивы учения младших школьников и ихформирование
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru