Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте

Новое об образовании » Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения » Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте

Страница 4

Дидактические игры можно использовать на различных уроках и на различных этапах урока:

на этапе знакомства с новой темой;

на этапе проверки знаний, умений и навыков;

на этапе повторение пройденного материала;

на этапе закрепления и т. д.

Для развития творческих способностей в игре, детям были предложены следующие виды игр:

Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую, речевую и игровую творческую активность детей.

На третьем этапе нашей работы (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию творческого начала посредством дидактических игр.

Тестирование проводилось с помощью контрольного теста. Состоящего из трех заданий.

1 задание: «Волшебная цепочка». Дается слово. Необходимо изменять по одной букве в слове и получить целую цепочку новых слов.

Высокий уровень – 6 и более слов – 2 очка.

Средний уровень – 3-4 слова – 1 очко.

Низкий уровень – 0-2 слова – 0 очков.

2 задание: «Наборщик». Учитель читает стихотворение:

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Дается слово «Грамотей». Задание составить 10 слов из данного слова.

Высокий уровень – 8-10 слов – 2 очка;

Средний уровень – 5-7 слов –1 очко;

Низкий уровень – 0-4 слова – 0 очков;

3 задание «Расскажи сказку».

Детям дается два несвязанных друг с другом персонажа (Айболит и солдат). Требуется за 1 минуту придумать сказку с указанными героями.

В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

необычность, оригинальность образов;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов;

впечатлительность, эмоциональность образов;

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

1 балл – данный признак есть, но выражен слабо;

2 балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно;

Данные по уровню развития творческих способностей младших школьников посредством дидактической игры отображены в сводной таблице 2.

Таблица 2. Сопоставление уровней развития творческих способностей младших школьников на конец года.

Класс уровень

Экспериментальный класс 1 «Г» класс 24 чел.

Контрольный класс

1 «В» класс 26 чел.

Кол-во уч.

%

Кол-во уч.

%

Высокий уровень

8

32

5

20

Средний уровень

12

48

11

44

Низкий уровень

5

20

9

36

Диаграмма 2. Уровень развития творческих способностей экспериментального и контрольного классов на конец года

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это составило – 32 % от предыдущих показателей (12 % ) в констатирующем эксперименте.

Данные исследования частично подтвердили предположение о том, что развитие творческих способностей младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы нами сделан вывод о том, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует творческие способности и само регуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся в незнакомых ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru