Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте

Новое об образовании » Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения » Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте

Страница 3

Очень разнообразны игры для детей. О видах игр мы говорили в предыдущей главе. В данной главе мы остановимся конкретно на дидактических играх предназначенных специально для развития творческих способностей младших школьников, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм, как мы считаем, необходимо уделять постоянное внимание.

Все творческие, развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей памяти, внимания, творческого настроения, воображения, пространственному восприятию, наблюдательности, обоснованных суждений, способности к анализу и синтезу. Учить детей ставить перед собой цель и стараться достигнуть ее.

С приходом ребенка в школу игровая деятельность для него не теряет своей роли, а меняет свое содержание и направленность. В это время .большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. Данные игры учат ребенка подчинять свое поведение правилам, формируют его движение, внимание, умение, сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Для развития творческих способностей младших школьников используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежат дидактическим играм.

Дидактические игры важны и должны использоваться на каждом уроке в 1 классе, особенно в период обучения грамоте. Мы же остановимся на букварном периоде обучения грамоте. Мы считаем, что именно в этот период обучения дидактические игры наиболее актуальны. Через дидактическую игру мы будем развивать творческие способности учащихся, и осуществлять межпредметные связи.

Урок

Название игры, ее цели и задачи

Содержание игры

Урок знакомства с новой буквой и новыми звуками

1. Игра «Диафильм»

Цели:- обучать умению, работать самостоятельно, умению составлять связанный пересказ текста;

развивать речь, мышление, самостоятельность, мышцы рук, умение пересказывать, воображение, фантазию;

воспитывать любовь к родному слову, любовь к рисованию, эстетический вкус;

Данную игру мы будем рассматривать в двух вариантах.

Вариант 1.

На уроке дети знакомятся с новой буквой. В закрепление изученной буквы учитель читает сказку или рассказ в котором употребляются слова с новой буковкой. Предварительно учитель дает задание внимательно слушать рассказ. Запоминать все слова с новой буквой (или хлопать в ладоши каждый раз как услышат слово с новой буквой). Дети с огромным вниманием слушают текст сказки. Далее продолжается работа по вопросам учителя над содержанием данной сказки:

Как называется сказка, которую вы прослушали?

Каких персонажей сказки вы запомнили?

Кто из них вам понравился, а кто нет?

Роль какого персонажа вы хотели бы сыграть?

Назовите, сколько слов с новой буквой вам встретилось?

Назовите эти слова.

Далее проводится работа над пересказом текста.

В конце урока учитель дает детям домашнее задание:

пересказать родителям сказку;

составить по пересказу диафильм;

На следующем уроке дети выставляют на доске варианты своих диафильмов и делают повторный пересказ текста (см. приложение).

 

2. Игра «Лесенка» (см. приложение).

Цели: - обучать грамотному письму, умению подбирать слова, обучать работе как самостоятельно так и в коллективе;

развивать речь, грамотное письмо, внимание, сообразительность, каллиграфию, мышцы рук, развивать умение писать с комментированием, развивать словарный запас;

воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе и самостоятельно;

Учитель дает задание:

Подумайте и вспомните слова, которые начинаются с новой буквы;

А теперь заполните данную таблицу (учитель открывает доску на которой помещена таблица. Все слова должны начинаться с новой буквы.

Первое слово должно состоять из двух букв, второе из трех, третье из четырех букв, четвертое слово из пяти букв, а шестое из семи букв;

Над каждым словом ведется работа (объясняется лексическое значение слова, ставится ударение). Все слова записываются в тетрадках с комментированием. Для сильных учащихся дается задание составить предложение с некоторыми из данных слов.

3. Игра «Составилка»

Цели: - обучать, умению составлять из отдельных слогов слова, грамотному письму, умению грамотно ставить ударение;

развивать речь, технику чтения, грамотное письмо, развивать словарный запас, умение работать в коллективе;

воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма;

Данная игра имеет множество вариантов. Мы рассмотрим 3 из них (см. приложение).

1 вариант.

Учитель выставляет на доске отдельные слоги. Дается задание: составить из данных слогов как можно больше слов. Затем подводят итоги. Объявляют победителей. Самые лучшие слова, самые оригинальные записываем в тетрадках с комментированием. С грамотно поставленным ударением.

Закрепление пройденного материала, уроки повторения пройденного материала.

Игра «Из одного – много».

Цели: - обучать умению, видеть в слове другие слова, обучать грамотному письму, умению делить слова на слоги, умению ставить ударение;

развивать речь, словарный запас, технику чтения, умение писать с комментированием, мышцы рук;

воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма, воспитывать интерес к математике.

Учитель помещает на доске слово, написанное на плакате.

И дает задание: составить из букв данного слова слова, но с условием.

1 вар. – составляет слова состоящие из одного слога;

2 вар. – составляет слова состоящие из двух слогов;

3 вар. – составляет слова из трех слогов;

И задание по желанию: составить слова состоящие из 4 слогов, из 5 слогов.

2. Игра «Ребусы».

Цели: - обучать работе с ребусами. Продолжить работу над предложением. Обучать грамотно у письму;

развивать умение работать с ребусами, речь, технику чтения, словарный запас, фантазию, мышцы рук;

воспитывать любовь к чтению, к окружающему миру, умение работать в коллективе, аккуратность, эстетический вкус.

На доске помещены ребусы. Учитель объясняет правила работы с ребусами. И дает задание разгадать ребусы, находящиеся на доске. Составить из них предложение.

После того как дети разгадали ребус и составили предложение. Учитель дает задание: составленное предложение является началом рассказа, который я и прошу вас продолжить. Придумайте персонажи своего рассказа. Дайте им имена или клички. Придумайте продолжение данного предложения (на выполнение данного задания дается 1-2 минуты). Далее идет подведение итогов, т.е. заслушивание составленных рассказов, выбор лучшего рассказа.

Игра «Догадайся».

Цели: - обучать, умению соотносить схему слова со словами, сравнивать и делать выводы, работать над звукобуквенным составом слова.

развивать речь, технику чтения, умение работать со звукобуквенными схемами слов, словарный запас, работать над лексическим значением слова;

воспитывать любовь к чтению, самостоятельность;

Данная игра также имеет несколько вариантов.

Учитель выставляет на доске какие-либо слоги. Дается задание составить как можно больше слов с данными слогами. Слова записывают на доске. Игру можно проводить как индивидуально, так и разделив класс на группы. Результаты сравнивают и оглашают победителя.

Учитель выставляет на доске схемы трех слов. Дается задание составить как можно больше слов по данным схемам. Результаты сравнивают и называют победителя.

Игра-соревнование «Цепочка»

Цели: - обучать, умению составлять предложения, закреплять умение решать примеры;

развивать речь, технику чтения, умение решать примеры, умение работать в группе, мышление, фантазию;

воспитывать любовь к чтению, любовь к математике, любовь к спорту, чувство коллективизма;

Класс делится на команды (по рядам). Учитель объявляет тему игры ( в данном случае игра Хоккей).

На доске помещены три пары ворот. Учитель просит выйти к доске по одному человеку от каждой команды. Учитель дает задание. Чтобы забить гол в ворота необходимо взять шайбу прочитать пример записанный с лицевой стороны, решить его, и поместить шайбу прямо под своими воротами, предварительно перевернув шайбу изнаночной стороной наружу (На изнаночной стороне шайбы находится буква). Ученик называет букву. Затем выходит следующий ученик берет следующую шайбу. Действия аналогичны. Из букв выставленных на доске каждая команда составляет слово. Затем из трех составленных слов составляем предложение.

Учитель дает следующее задание каждой команде. Придумать продолжение данному предложению ( рассказ с действующими лицами). Побеждает та команда, у которой рассказ получится самым лучшим.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru