Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы

Страница 1

Возросшая сложность задач, связанная с реформированием Вооруженных сил Российской Федерации, необычная мозаика процессов, происходящих в духовной сфере многонациональных воинских коллективов, контрактная служба военнослужащих, отдельные негативные явления (неуставные взаимоотношения, самовольные оставления частей и подразделений) – все это усиливает важность поворота к конкретному человеку, переводу этой задачи из теоретической в плоскость осуществления практических мер.

В этой связи индивидуальная воспитательная работа выдвигается в одно из приоритетных направлений в деятельности командиров, офицеров-воспитателей.

Военно-педагогическая наука под методикой индивидуальной воспитательной работы понимает – совокупность форм, методов и средств, с помощью которых реализуются ее основные функции – изучение военнослужащего с целью определения наиболее эффективного воздействия на него: планирование; организация; проведение и оценка достигнутого.

Войсковой опыт показывает, что работа по изучению личностных особенностей военнослужащих, по учету воздействий всех объективных и субъективных факторов, влияющих на военнослужащего, приносит успех, когда соблюдаются принципы индивидуальной воспитательной работы.

Индивидуально-воспитательная работа – это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей, с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.

Система индивидуальной воспитательной работы включает:

– определение целей и задач (формирование у военнослужащих моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации);

– планирование (в планах боевой подготовки части на период обучения, ежемесячно – в планах воспитательной работы, по укреплению воинской дисциплины);

– определение, кто и с кем индивидуально работает;

- обучение практике индивидуальной воспитательной работы;

– изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, применение наиболее эффективных форм, методов и средств воздействия;

– организация оперативной информации о настроениях, интересах, нуждах и запросах личного состава;

– анализ и обобщение передового опыта.

Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими контрактниками преследует несколько задач, которые составляют ее содержание.

Основные задачи индивидуально воспитательной работы:

♦ формирующая: предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению;

♦ мобилизующая: способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение цели, стоящих перед ним или воинским коллективом;

♦ профилактическая: позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреждение отклонений в их поведении;

♦ развивающая: характеризует индивидуально – воспитательную работу с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;

♦ перевоспитательная: связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов.

Индивидуально-воспитательная работа проводится с целью полного изучения личных качеств каждого подчиненного, его сильных и слабых сторон, формирование у него морально-психологических качеств. Она осуществляется постоянно и повсеместно, как в ходе плановых занятий, так и в повседневной деятельности. В каждом случае ее цели и задачи могут конкретизироваться.

Планирование и учет проведенных мероприятий индивидуально-воспитательной работы ведется в рабочих тетрадях соответствующих командиров, в них отражается:

♦ проведение индивидуально – воспитательной работы с каждым военнослужащим;

♦ обучение командиров взводов, групп, батарей, (прапорщиков), старшин, практике воспитательной работы;

♦ работа с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины и правопорядка;

♦ работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения;

♦ работа с семьями офицеров, мичманов (прапорщиков), старшин, и матросов по контракту;

♦ социально-биографические данные на весь личный состав.

Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность зависит от умения младших командиров изучать и учитывать индивидуальные особенности война контрактника. Действенность воспитательной работы командира с каждым военнослужащим во многом зависит от того, насколько хорошо он знает своего подчиненного, может ли найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства и поведение воинов. Сущность индивидуально-воспитательной работы состоит в том, что она своим содержанием и методами обращена прямо к личности военнослужащего.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

Задачи-ситуации и их использование при формировании представления о смысле арифметических действий
Традиционно сложилось так, что к решению текстовых задач младшие школьники приступают довольно рано. Правда, сначала это простые задачи, для решения которых надо выполнить одно арифметическое действие (сложение или вычитание). Но уже на этом этапе учащихся знакомят со структурой задачи (условие, во ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru