Целостный характер и принципы валеологического воспитания личности школьников

Новое об образовании » Валеологическое воспитание школьников » Целостный характер и принципы валеологического воспитания личности школьников

Страница 1

Главное интегративное свойство валеологического воспитания личности учащихся - их способность к выполнению социально обусловленных функций. Современное российское общество крайне заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. Однако это возможно только при условии функционирования валеологического воспитания личности учащихся как целостного явления: целостная гармония личности может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность - систематическое качество валеологического процесса, характеризующее высокий уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостность объективно присуща вещам и явлениям реального мира. Как философская категория, «целостность» отражает противоречивость и сложность явлений мира. Целостному педагогическому процессу валеологического воспитания личности учащихся присуще взаимодействие различных элементов, составляющих органическое единство, образующее новое качество, взаимосвязанное с другими целостными системами.

Обращение к истокам возникновения теории целостного педагогического процесса показывает, что стихийное протекание в ее рамках дифференцирования и интеграции привело сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания. Но уже во второй половине XIX века в работах педагогов обозначаются аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания.

Более глубоко идея целостности была выражена в педагогических воззрениях К.Д.Ушинского. Он подчеркивал, что « от комбинации основных элементов всякой школы более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном сознании».

Существенный вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в первые десятилетия советской власти внесли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, М.М. Рубинштейн, С.Т. Шацкий.

Научный интерес к проблеме целостного педагогического процесса, вызванный потребностями школьной практики, наметился в 70-80-е гг. двадцатого века. Среди исследователей наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса. Все это можно объяснить сложностью данного педагогического процесса как целостного явления. Как подчеркивают авторы современных концепций, раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системно-структурного подхода.

Т.А. Ильина в своей книге «Системно-структурный подход к организации обучения» характеризует систему как «выделенное на основе определенных признаков, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и вступающих во взаимодействие со средой как целостное явление.

Валеологическое воспитание личности школьника как общественное явление, составляющее подсистему общества и одновременно являющееся социальной системой по отношению к частным системам внутри нее (множества единиц), представляет собой объективно существующую целостность (единство множества собственных подсистем). В самом деле, анализ валеологического воспитания личности учащихся как общественного явления показывает, что в него органично вплетается единство воспитательных действий и жизни, представляющих, в свою очередь, единство форм, методов: содержание деятельности; единство школы, семьи и общественности, как своеобразные системы отношений; единство учебно-воспитательного процесса, в котором системы обучения и воспитания имеют свою специфику, и др.

Валеологическое воспитание личности учащихся как общественная подсистема (и одновременно система для своих подсистем) эффективно только в том случае, когда отлажена каждая функциональная система, каждое входящее в него единство, и в то же время целостный процесс валеологического воспитания предполагает такую организацию жизнедеятельности учащихся, ориентирующую их на личное здоровье, здоровый образ жизни, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.

В содержательном плане целостность процесса валеологического воспитания личности учащихся обеспечивается отражением в цели и содержании валеологического образования опыта, накопленного человеком по взаимосвязи его четырех элементов: знаний о личном здоровье, здоровом образе жизни; о путях сохранения здоровья, в том числе о способах организации личных рациональных двигательных действий, связанных с данным процессом; умений и навыков сохранения здоровья; опыта творческой деятельности, направленной на укрепление здоровья, культуры здоровья и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к себе и окружающему миру.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru