Целостный характер и принципы валеологического воспитания личности школьников

Новое об образовании » Валеологическое воспитание школьников » Целостный характер и принципы валеологического воспитания личности школьников

Страница 2

Чтобы иметь возможность сделать содержательную характеристику целостного валеологического воспитания личности учащихся, необходимо выделить и зафиксировать его наиболее общие структурные элементы - функциональные системы-множества и основные элементы механизма воздействия, взаимодействия, формирования детской личности в развитии индивидуальности. Целостный процесс валеологического воспитания включает в себя, прежде всего, многообразные общественные отношения и виды деятельности.

Образовательная деятельность обеспечивает в целостном процессе валеологического воспитания личности учащихся усвоение знаний, умений и навыков, игровая - стимулирует общественную активность, творческая -развивает индивидуальность, общественно полезная - включает в систему общественных отношений. Комплексное воздействие всех видов общественных отношений и видов деятельности реализуется в таких крупных формах организации детской жизни, как учебно-воспитательный процесс, трудовой, общественно полезный, в различных формах деятельности, в детском коллективе и в детских общественных организациях, в семье и др.

Практическое осуществление целостного процесса валеологического воспитания личности учащихся имеет свои особенности. В его организации задействованы родители, члены трудовых коллективов и общественность, учителя, классные воспитатели, организаторы внеклассной работы, завучи и директора школ. Понятно, что каждый отдельный воспитатель не может охватить своим влиянием весь целостный процесс валеологического воспитания личности учащихся. Вместе с тем, он должен хорошо знать о существовании валеологического воспитания и четко видеть свое место в его функционировании. У всех воспитателей, наряду с общим знанием, должен быть свой круг представлений о целостности валеологического воспитания.

Для родителей эти представления заключаются в том, что в семье в миниатюре должны повторяться структурные блоки целостного процесса валеологического воспитания личности учащихся. Учение - форма домашних заданий, наблюдений, вопросов к родителям, анализа природных явлений; творчество - в домашних играх, игровых ситуациях и др. Кроме того, родителям необходимо иметь представление о месте семьи в школьном валеологическом воспитании и выступать в качестве общественности по отношению к школе. Дополнительное образование формирует у детей способность творческого отношения к общественно необходимой валеологической деятельности и тем самым развивает индивидуальность.

Таким образом, современный этап жизни школы в условиях приведения содержания форм и методов организации образования в соответствие с требованиями общества характеризуется постепенным и неизбежным переходом от чисто функционального к функционально-целостному валеологическому воспитанию учащихся.

Движущей силой развития и совершенствования целостного процесса валеологического воспитания личности учащихся, как и всего сущего являются противоречия. В настоящее время выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте - это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни.

Из рассмотренной сущности и противоречий целостного процесса валеологического воспитания личности учащихся представляется возможным сделать выводы относительно принципов его формирования. Закономерности валеологического воспитания находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы, методы, т.е. в принципах.

Принципы валеологического воспитания отражают основные требования к организации валеологической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса по валеологическому воспитанию личности учащихся образовательных учреждений нового типа.

Длительное время в психолого-педагогической науке принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно друг от друга. Объяснить это можно существующим функциональным подходом, несмотря на то, что они имели одну и ту же методологическую основу.

В настоящее время, в связи с пересмотром идеологической парадигмы и рассмотрением педагогического процесса как единого и целостного, целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников.

Разрабатывая организационно-методические основы валеологического воспитания личности учащихся, целесообразно выделить две группы принципов: организация валеологического воспитания личности учащихся; руководство деятельностью воспитанников данного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru