Понятие и источники развития системного подхода в теории воспитания

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Понятие и источники развития системного подхода в теории воспитания

Страница 10

Совокупность данных принципов, как мы уже говорили, называется абстрагированием или абстракцией, причем последнее понятие двояко. Так называют и саму процедуру, и результат, который в итоге получается. Отличие абстракции, с точки зрения второго определения, состоит в том, что модель может включать в себя много абстрактных элементов. Если рассмотреть гравитационное взаимодействие Солнца и Земли, то мы строим модель этого взаимодействия с применением упрощенных предположений нескольких типов: мы считаем небесные тела материальными точками и игнорируем действие на эту систему посторонних факторов (например, влияние других звезд). Согласно первому определению, абстракция есть «форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей». Само это отвлечение может проявляться в разнообразных вариантах, и И. В. Дмитревская, основываясь на идеях А. И. Уемова, выделяет следующие типы абстракций:

- реистическая (выделение элемента из комплекса других элементов);

- атрибутивная (придание атрибута);

- реляционная (установление одной вещи к другой в качестве отношения).

Примером реистической абстракции может служить изоляция. В системе «Солнце – Земля» это игнорирование внешних гравитационных воздействий, в экологии это выявление законов функционирования отдельной популяции без учета ее связей с другими популяциями и биосферой в целом. Атрибутивные абстракции имеют большое распространение в физике и геометрии: к ним относятся такие понятия, как точка, материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело. Реляционная абстракция указывает на причинно-следственную связь или ее отсутствие. Такие абстракции встречаются, например, в исторических дисциплинах, когда множество событий объявляются следствием определенного закона. Известно, что такие видные философы, как Карл Г. Гемпель и фон Вригт высказывали о них не совсем тождественные мнения .

Имея представление о типах абстракций, мы можем рассмотреть вопрос, как упомянутые типы могут найти отражение при решении четырех проблем системного подхода в теории воспитания. Первой проблемой является проблема выделения элементов в системе, и ее методическим выражением служит противоречие взаимной зависимости воспитанников и воспитательной системы. Проще говоря, необходимо решить, имеет ли место причинно-следственная связь между поступком человека (чаще нежелательным) и той воспитательной системой, которая на человека влияет. Если мы предположим, что такой связи нет, то человек выпадает из системы и ее элементом не является. Существование или отсутствие таких связей прописываются в реляционных абстракциях. Для того, чтобы была построена жизнеспособная модель и достигнут синтез в решении противоречия, нам необходимо наложить на систему определенные ограничения, то есть система должна быть конкретной. В противном случае мы придем к пути отрицания тезиса или антитезиса, о которых упоминалось ранее. По сути своей эти ограничения являются принципами, в соответствии с которыми строится система, или ошибками, которых нужно избегать при ее конструировании (те же принципы, но сформулированные «от противного»). Подобное вычленение принципов, выраженное в виде перечней или списков, встречается в очень многих педагогических трудах, что мы будем наблюдать в дальнейшем, и является способом реализации одного из признаков модели, согласно идеям В. Г. Афанасьева (о соответствии реальной системе, которая будет построена после проектирования). Очевидно, выдвигая определенные принципы и правила, воспитатель верит в их ценность, иначе говоря, он считает, что система, организованная в соответствии с ними, является оптимальной для конкретного времени и конкретных внешних условий. Но если реальная система соответствует правилам, четко прописанным в каком-либо перечне, причинно-следственная связь между ними и, например, девиантным поведением воспитанника, отсутствует. Воспитанник не является в этом случае элементом системы и несет личную ответственность. Иначе нам бы пришлось допустить, что усилия, затраченные на его воспитание, не окупились. Но оптимизация, как указывалось ранее, предусматривает минимальные затраты, значит система будет не оптимальной, что противоречит нашему допущению. И, по-видимому, мы можем считать: насколько четко отображены признаки оптимальной воспитательной системы в трудах определенного исследователя, настолько продвинулся он в таком аспекте системного подхода, как создание модели при помощи реляционной абстракции. Соответственно, тем легче указать на критерии вхождения или невхождения объектов в систему в качестве элементов и легче может быть найдено приближенное решение противоречия взаимной зависимости воспитанников и воспитательной системы. Если же воспитатель не в состоянии выделить существенные принципы, по которым он строит свою систему, то здесь можно с большим основанием говорить о бессистемности. На это обращает внимание, в частности, Г. А. Филиппов, когда пишет о выделении правил, которые, наряду с целью, есть непременная составляющая воспитательной системы. А так как правила могут касаться и содержания, и форм воспитания, то в реляционной абстракции при решении противоречия взаимной зависимости воспитанников и воспитательной системы отражаются такие компоненты системы воспитания, как содержательный и операционно-деятельностный.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru