Понятие и источники развития системного подхода в теории воспитания

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Понятие и источники развития системного подхода в теории воспитания

Страница 8

По нашему мнению, ни для одного из противоречий невозможность следования крайним вариантам не проявляется настолько очевидно, как для противоречия, вытекающего из проблемы цели системы. Путь неверного тезиса в данном случае строится на реальности тотального контроля. Наиболее надежным критерием здесь может быть математический анализ данных, но для этого требуется провести квантификацию, то есть разработать некие балльные критерии качества воспитательной работы. К сожалению, таковые критерии воспитанности не разработаны настолько, чтобы удовлетворить во всей полноте потребности: с одной стороны, родителей, с другой стороны, директоров школ. Иначе применение таких критериев давно сделалось бы обыденным приемом реализации системного подхода в теории воспитания. Путь неверного антитезиса предполагает совсем не контролировать систему на выходе, то есть не оценивать эффективность воспитательной работы. Из этого вытекает вполне закономерное и хорошо различимое следствие: воспитание как целенаправленный процесс невозможно и самые инструменты воспитательного воздействия не оправдывают себя. (Точнее, они могут себя оправдать, но определить это педагоги не в состоянии). Это, на наш взгляд, можно назвать путем агностицизма в теории воспитания.

Противоречие закона замедленного действия. Оно является родственным только что разобранному противоречию трудности и необходимости контроля воспитательной системы на выходе. Сам закон замедленного действия достаточно хорошо известен, и заключается в том, что негативное или позитивное влияние действия, которому подвергся человек как элемент системы, может проявиться не сразу, а по истечении некоторого времени. А. И. Пригожин отмечает среди общесистемных противоречий неизвестный объем последствий. М. М. Поташник утверждает, что все положительное, вложенное в ребенка школой, рано или поздно проявляется, но Н. И. Болдырев в своих трудах заостряет внимание на малозаметности результатов воспитания. С ним солидарна М. Монтессори: «Изучение ребенка не может быть произведено мгновенно». Фактическим подтверждением данного противоречия служит то, что в конце или начале каждого урока производится отслеживание результатов усвоения знаний, это превратилось в некий стандарт работы учителя, но о личностных изменениях подобного сказать нельзя. Оценка состояния какого-либо звена системы – в настоящем случае воспитанности школьника – подразумевает учет комплексного влияния факторов, когда-то имевших место быть; сами факторы при этом могут быть неинтересны, а исследуется лишь их конечное действие. Трудность данного исследования перетекает в противоречие, которое мы указали третьим. Когда учитель стакивается с противоречием, обусловленным проблемой обратной связи, фактор известен, и чаще всего этот фактор по умолчанию принимается как положительный – какое-то действие, направленное на формирование у школьника положительных качеств, хотя бы доверительная беседа или анкетирование. Последняя методика, упоминавшаяся как способ, позволяющий справиться с проблемой цели, здесь не приобретает принципиально новых черт по способу исполнения, но имеет особенности по времени проведения и задачам. Все это является непременной чертой мониторинга качества образования, методика которого в настоящее время подробно разработана, в частности, для Республики Беларусь, и анкеты там применяются в достаточной степени активно. Целью является немедленная проверка эффективности метода; к сожалению, из-за вышеупомянутого закона сделать это едва ли представляется возможным. Здесь несложно увидеть действие пятого принципа системного подхода, о котором пишет Э. Г. Юдин (причинные объяснения нередко неудовлетворительны). Причин, по которым изменение сразу не отслеживается, две.

Поведение проявляется лишь в определенных условиях. Общеизвестно, что целью школьного воспитания, если такая цель вообще ставится, служит не просто подчинение ребенка существующему распорядку, но подготовка его к жизни вне школьных стен. Однако воспитанник в стенах школы находится в нормально подчиненном положении, а став взрослым, он может занять высокий пост. Школьное воспитание будет влиять на поступки этого человека в качестве начальника, но как именно – чрезвычайно тяжело ответить. Вторая причина – так называемая сублимация эмоций. Примером ее может служить то, что многие люди способны копить раздражение до определенного предела. Когда он будет перейден и с какой силой произойдет реакция, неизвестно. Это касается не только столь сложной системы, как человек, но и гораздо более простых, которые реализуются в устройстве механизмов. Если машина плохо сделана, она выйдет из строя раньше положенного срока, но указать данный срок можно лишь с определенной долей вероятности. Следствием закона замедленного действия является то, что меры, направленные на оптимизацию системы, далеко не сразу приносят плоды. Это касается не только воспитательной работы. Проблема, связанная с выявлением эффекта обратной связи охватывает широкий круг явлений и в полную силу проявляет себя, например, в менеджменте.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru