Понятие и источники развития системного подхода в теории воспитания

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Понятие и источники развития системного подхода в теории воспитания

Страница 3

Проблемы системного подхода в теории воспитания, интересующие нас при рассмотрении развития на гносеологическом уровне можно назвать, просто сформулировав по-новому необходимость учета компонентов, входящих в определение системного подхода:

- проблема выделения элементов;

- проблема выделения связей;

- проблема постановки цели;

- проблема развития системы через цепь стабильных состояний.

Наличие четырех данных проблем и есть то условие сходства, без которого говорить о развитии системного подхода было бы некорректно. Если исследователи не только занимаются одними и теми же задачами, но и сами решения близки, то сходство проявится сильнее. В крайнем случае, между предлагаемыми решениями не будет никакого различия; тогда при отсутствии второго условия развития можно сказать, что системный подход пришел в стабильное состояние. Способы решения этих проблем и составляют комплекс методов, с помощью которых системный подход реализуется на следующем, методологическом уровне.

По поводу второй и четвертой проблемы необходимо дать краткое пояснение. Выделение связей осуществляется сравнительно просто, если мы рассматриваем систему, полностью управляемую нами; в таком случае мы сами определяем все связи, которые в ней должны быть. Иная ситуация возникает, когда мы рассматриваем взаимодействие системы и внешней среды. Так как границы этой среды отодвинуты в бесконечность, число связей, рассматриваемых нами, может быть (при желании) сколь угодно большим. Ранее мы писали, что стабильность системы – необходимое условие развития – придает обратная связь. Исходя из всего сказанного, проблемы системного подхода в теории воспитания можно обозначить несколько по-другому:

- проблема выделения элементов в системе;

- проблема взаимодействия системы с внешней средой;

- проблема цели системы;

- проблема обратной связи в системе.

Если способ решения какой-то проблемы изменился, это следует считать признаком того, что системный подход развивается. Однако решить проблему и ответить на возникший вопрос, по мнению Я. А. Пономарева, можно хотя бы двумя способами, несовместимыми друг с другом. Такую ситуацию, возникающую при решении проблемы, называют противоречивой ситуацией (или просто противоречием). Два возможных ответа называются тезисом и антитезисом. Иначе говоря, противоречие является взаимодействием двух взаимоисключающих сторон системы, противоположных позиций. Здесь имеется в виду не противоречие формальной логики, которое легко вскрывается и может быть устранено, но диалектическое противоречие, которое может иметь лишь приближенное решение.

В своем развитии любое противоречие проходит ряд этапов: различие (обособление сторон), поляризация (обособление сторон до крайнего предела), столкновение (момент нарушения мирного сосуществования), антагонизм (проявление борьбы). Именно при снятии антагонизма система переходит на качественно иной уровень, то есть происходит развитие. Поскольку противоречия отличаются одно от другого, оно может идти различными путями и вести в перспективе к различным результатам (параметрам выхода системы). Противоречия можно классифицировать по источнику на внешние и внутренние. Внешние противоречия вызваны влиянием на систему сторонних факторов; по мнению Г. И. Щукиной, такого рода противоречия мешают основному процессу, происходящему в системе, то есть ухудшают выход. Внутренние противоречия, напротив, являются полезными и способствуют оптимизации. Здесь следует заметить, что внешнее противоречие также может послужить развитию системного подхода. В таком случае основной задачей данного методологического направления является обнаружение данного противоречия и работа, направленная на то, чтобы его снять или смягчить. Такого рода общесистемные противоречия были выделены А. И. Пригожиным. В их числе он называл наличие побочных эффектов, множественность объекта, перепроизводство нововведений, отрыв пионерного введения от массового, разрыв между начальными и финишными стадиями, само нарушение стабильности как условие развития.

Об особой роли, которую противоречия играют в системном подходе, писали многие специалисты, работающие в данном направлении. Г. П. Давидюк отмечал, что системный подход «предполагает выявление противоречий» . Известно высказывание А. И. Пригожина: «Системный подход на диалектической основе состоит в рассмотрении объекта в напряженном равновесии, то есть через выделение в нем существенных противоречий как основы его развития». Э. Г. Юдин, говоря о бытии вообще, подчеркивает: «Человеческое бытие всегда проблематично». С этими учеными вполне солидарны те их коллеги, которые рассматривают системный подход применительно к теории воспитания. Так, Л. И. Новикова утверждает, что воспитательная система динамична, она развивается, преодолевая противоречия между «сегодняшним» и «завтрашним» своим состоянием , об этом же пишет И. А. Колесникова: «Основными источниками развития воспитательной системы служат противоречия».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

Венцель К.Н. Свободное воспитание
Наиболее известным теоретиком и пропагандистом свободной школы и свободного воспитания является К.Н. Венцель. Для него характерна вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое бл ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru