Развитие системного подхода в теории воспитания в 1990-е годы и в первое десятилетие XXI века

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Развитие системного подхода в теории воспитания в 1990-е годы и в первое десятилетие XXI века

Страница 12

Само выделение этапов, как мы полагаем, требует установления их временных границ, хотя бы приблизительных, и эта новая задача также решалась именно в анализируемый период. Согласно идеям Е. Н. Степанова, воспитательная система может быть и должна быть создана за вполне определенный срок (пять лет); более долгое время создания несовместимо с оптимизацией воспитательного процесса. Создание системы начинается, по мнению Е. Н. Степанова, с появления инициативной группы; еще раньше, в 1990 году, В. М. Шепель отмечал, что в роли такой группы должна выступать администрация. Причем из этих пяти лет на разработку модели должно уйти не более полутора, а сама разработка имеет вид последовательности этапов (среди них – осознание проблем, изучение теории и составление программы или плана).

Исторический аспект системного подхода в теории воспитания рассматривался А. Г. Кузнецовой. В двух диссертациях – кандидатской (1994 год) и докторской (2000 год) – она рассматривает, какие представления, касающиеся системной организации учебно-воспитательного процесса, существовали в отечественной педагогике в 1950-е – 1980-е годы. Именно на основании данного анализа автором была разработана четырехуровневая модель реализации системного подхода, то есть была высказана идея, использованная и развитая в данной монографии. Позднее Л. Любавская расширила диапазон исторического исследования и одновременно разработала классификацию закономерно сменяющих друг друга систем воспитания (прагматической, гуманистической и т.д.), применяя для наглядного отражения динамики графические модели. Несмотря на смешение понятий «воспитательная система» и «система воспитания», а также отсутствие у Л. Любавской четких критериев применения системного подхода, подобную попытку следует признать интересной и многообещающей, поскольку она задает новое направление в исследовании особенностей применения системного подхода к теории воспитания.

Подводя итог сказанному, мы, думается, имеем право сказать, что выделение 1990-х годов и первого десятилетия XXI века как особого временного промежутка при рассмотрении развития системного подхода в теории воспитания удобно, поскольку именно тогда в системном подходе появилось много новых черт, не свойственных предыдущим десятилетиям. Например, это возникновение синергетики, подходов, производных от системного, выполнение системным подходом своих интегративных функций и т.д. Данные признаки были выявлены нами на основе анализа литературы, посвященной проблемам воспитания. Однако теперь мы должны обосновать, что принятое нами выделение двух временных отрезков не только удобно, но и целесообразно, иными словами, что 1970-е и 1980-е годы, с одной стороны, и последующий временной отрезок, с другой стороны, действительно представляли собой два разных этапа, согласно принятому нами в Главе 2 принципу. Для этого нужно рассмотреть процесс изменений системных представлений на организацию воспитательного процесса как целое, то есть место анализа в нашем исследовании должен занять синтез. Данная задача потребует, чтобы мы на основе информации, имеющейся у нас, выделили общие тенденции исследуемого нами развития, что позволит выделить среди них наиболее существенные и определить место каждого этапа в непрерывном процессе изменения системных представлений о воспитании.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Другое по педагогике:

Использование нетрадиционных техник в развитии рисования у детей младшего дошкольного возраста
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных услови ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru