Развитие системного подхода в теории воспитания в 1990-е годы и в первое десятилетие XXI века

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Развитие системного подхода в теории воспитания в 1990-е годы и в первое десятилетие XXI века

Страница 7

Универсальность системного подхода, однако, сочетается в теории систем с его ограниченностью, под которой нужно понимать следующее: в теории воспитания существуют задачи, требовать решения которых от системного подхода значит требовать того, чего он никогда не обещал дать. По мнению Э. Г. Юдина, системный подход вообще лучше справляется с постановкой проблем, нежели с их решением, поэтому он нигде не может выступать в чистом виде. Скажем, системный подход в теории воспитания как таковой на методологическом уровне предполагает построение модели, а модель немыслима без определения цели, которая непременно должна быть конкретной и контролируемой (без этого противоречий системного подхода не решить, то есть связи с гносеологическим уровнем не будет). Однако цель, удовлетворяющая таким критериям, может носить гуманистический или авторитарный характер, выбор между которыми позволяет сделать гуманистический подход. Исследование же источниковой базы позволяет нам сказать, что подобные представления начали широко распространяться среди специалистов по теории воспитания именно в 1990-е годы, начиная, по-видимому, с идеи А. М. Сидоркина о гуманизации воспитательных систем. Так, Е. Н. Степанов, говоря о том, что роль системного подхода в построении модели воспитательной системы является приоритетной, тут же замечает в диссертации, что моделирование непременно должно предполагать применение синергетического, ситуационного и личностно-ориентированного подхода . При этом Е. Н. Степанов замечает: «Желательно, чтобы количество подходов не превышало четырех-шести», то есть вводит количественное ограничение. Замечательным здесь, на наш взгляд, является то, что ситуационный подход, который противопоставлялся планомерной, системной организации воспитания, начиная с П. Ф. Лесгафта и заканчивая Ю. П. Азаровым, начал рассматриваться уже не как соперник системного подхода, а как его помощник. Подобным образом системный подход называется Л. И. Новиковой и В. А. Караковским в 1996 году в ряду других подходов (деятельностного, личностного). Системный подход признает лишь одну ценность – систему; ценностная же сфера современного общества более богата, и именно этим вызвано отмеченное явление.

Как мы полагаем, надо отметить, что еще в 1984 году В. С. Ильин отводил системному подходу вполне определенное место в цепочке других методологических направлений, других подходов: функционального и деятельностного . Однако здесь имеется принципиальное различие, и заключается оно именно в месте, которое отводилось системному подходу. Он рассматривался В. С. Ильиным как явление высшего порядка по сравнению с иными подходами, не столько по охвату объектов, сколько по количеству вопросов, на которые призван ответить, и по качеству данных ответов. Особенно показательно, что в отношении прочих подходов В. С. Ильин высказывает замечания по поводу их неполноты и односторонности; системный же подход в его работе подобной критике не подлежал. Можно сказать, что в 1970-е и 1980-е годы еще не было представления о равноправии разных подходов в воспитательном процессе, и его следует с большой долей вероятности считать установившимся лишь впоследствии.

В тесную связь с признанием подобного рода ограниченности следует, по нашему мнению, поставить и такое отличительное направление, возникшее на переломе XX и XXI веков, как решение вопроса о ненаправленных изменениях в воспитательной системе. В конечном счете, отправная точка мышления в том и в другом случае была одна и та же: отказ исследователей системного подхода в теории воспитания от приема на себя таких обязательств, которые свидетельствовали бы о неправильном понимании самой сути системного подхода. Только на этот раз речь шла о проблемах управления воспитательной системой и поддержания ее стабильности, следствием чего стало ее рассмотрение с позиции синергетики.

По-видимому, начало данному явлению было положено в 1996 году В. А. Караковским, Л. И. Новиковой и Н. Л. Селивановой в уже упоминавшейся работе «Воспитание? Воспитание… Воспитание!», и сами авторы книги подчеркивают, что именно в этом заключается ее новизна.

Если многие изменения в системном подходе в конце ХХ и первом десятилетии XXI века, на наш взгляд, с большой степенью вероятности связаны с определенными процессами в обществе, то утверждение синергетики можно сопоставить с одним из таких процессов – глобализацией – лишь с некоторыми оговорками. Тем не менее, само слово «синергетика» переводится как «совместное действие», и поэтому достаточно логично будет соотнести возрастание популярности данного термина с уже названными явлениями консолидации усилий и обмена информацией между науками. Сейчас синергетикой называют науку о саморазвивающихся системах; такое толкование утвердилось благодаря работе Г. Хакена «Синергетика» (1977 год). До него аналогичная терминология употреблялась другими учеными (например, С. Уламом и И. Забуским), но смысл придавался иной. Мы не ставили своей задачей рассмотреть все этапы эволюции синергетики, равно как и все аспекты ее сегодняшнего состояния, наше внимание будет сосредоточено на проникновении идей данной науки в теорию воспитания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru