Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок

Новое об образовании » Формирование временных представлений у старших дошкольников » Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок

Страница 3

Игры по ориентировке во времени помогают ребенку увидеть неповторимость временных единиц, системы временных эталонов; осознанность невозможности нарушения последовательности мер времени, его специфических особенностей; понять, что неразумное вмешательство во время, может повлечь за собой существенные изменения для человечества на Земле.

В процессе ознакомления со временем в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости, у детей формируется умение и желание беречь время, видеть эталоны во всем многообразие, то есть понимать важность рационального использования времени, ускорять или замедлять темп своей деятельности, распределять время в сфере детской досягаемости.

Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы, в этом возрасте мы играем с детьми в простые словесные игры: "Назови пропущенное слово"; дидактические игры: "Угадай, когда это бывает?".

Значение игр очень большое, от возраста к возрасту игры усложняются в целях, содержании и правилах.

Такие дидактические игры как: "Части суток", "Вчера, сегодня, завтра", "Будь внимательным!", "Неделя, стройся!", подвижные "День и ночь", "Которая неделя построится первой", "Лови, бросай, дни недели называй".

Детям старшей и подготовительной группы можно предложить решать задачи по временным эталонам.

Еще одной из распространенных форм по формированию временных представлений является беседа. В ходе бесед у дошкольников формируются убеждения в необходимости и возможности рационального использования времени; сохранение его специфических свойств и характерных признаков временных отрезков, воспитывается умение ориентироваться в окружающей действительности.

Методика проведения бесед о времени предполагает необходимость подготовительного этапа. Эта подготовка начинается с выбора темы. Наблюдая за детьми в различных ситуациях, отмечая их поведение в группе, на прогулке, анализируя их высказывания, выявив их интересы и склонности, воспитатель определяет примерный уровень каждого ребенка и группы в целом. Это дает основание для выбора наиболее важных плановых бесед.

Выбрав тему для беседы, воспитатель формирует цель, определяет содержание, тщательно продумывает вопросы. Воспитатель готовит к предстоящей беседе и детей, предлагает им сделать рисунки соответствующей тематики (можно оформить выставку).

Беседа должна проводиться после наблюдений за явлениями природы, полученные знания в ходе наблюдения помогут детям стать активными участниками беседы. Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Опираясь на имеющиеся знания и опыт у детей, он вызывает появление новых чувств, переживаний, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализируя явления и взаимосвязь временных эталонов в природе.

Наибольший эффект дают беседы, обладающие сильным эмоциональным зарядом. Беседы о времени часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам. Беседа не должна утомлять детей, она призвана вызывать эмоциональный положительный отклик в их душе. Именно поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействий, к которым относятся: игровая, художественная, трудовая деятельность детей; загадки, викторины, исполнение песен, рисование и т.д. это значительно снимает утомление и стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

В качестве средств активизации познавательной деятельности, желательно использовать произведения искусства: репродукции картин Н.Рериха "Гонец" - ночь, "Святой остров" - утро, "Три радости" - день, "Беда проводник" - вечер; музыкальные произведения, стихи, рассказы.

Во временные беседы с дошкольниками уместно включить фрагменты из книг: Д.Родари, Е.Трутневой, Я.Акимова, С.Есенина, Э.Мошковской, Е.Ильина, А.Барто, К.Д.Ушинский, А.Фета, С.Маршака и др. А также включать просмотры диафильмов, например: "Емелина неделя".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru