Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок

Новое об образовании » Формирование временных представлений у старших дошкольников » Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок

Страница 6

В процессе эмпирического опыта, дети самостоятельно приобрести эти знания о частях суток не могут, это подтверждается результатами обследования представлений детей разных возрастных групп.

Для ознакомления детей с частями суток можно использовать набор из четырех картинок, где изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки необходимо показывать детям поочередно и задавать вопрос: "Когда это бывает?" По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить и назвать время.

Даже дети первой младшей группы пытаются, и довольно успешно, определить время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Пытаясь определить время действия, малыши называют в основном день и ночь. Если на картинках изображена любая активная деятельность при дневном освещении, дети говорят, что это день; картинки с сумеречным освещением или электрическим светом, в интерьерах которых имелись кровати, определяют как ночь. Конкретность мышления детей третьего года жизни выражена в том, что они соотносят изображенную на картинке деятельность со своим личным опытом, например: "Это бывает, когда мы идем домой из сада. Ночью мы с мамой идем" (т.е. зимним вечером); "Мальчик ест кашу. И я днем ем кашу".

Разница в усвоении навыка определения и называния различных частей суток у детей младшего и старшего возраста незначительная. Дело в том, что названия "утро" и "ночь" ребенок чаще других слышит от взрослых, как дома, так и в детском саду. Различению утра и ночи способствуют и типичные объективные показатели: свет или темнота за окном, восход солнца или луны. Все это помогает детям в процессе повседневной жизни научиться, более активно различать и называть эти части суток.

Различение и называние дня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Объем знаний об этих понятиях почти не увеличивается от одной возрастной группы к другой. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова, к тому же слово "день" используется в разных значениях (день как сутки, как половина суток и как часть суток). Поэтому в активном словаре детей слова "день" и "вечер" встречаются реже.

Вместе с тем анализ показывает, что даже если слова-названия отсутствуют в словаре ребенка, это еще не означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова "день" и "вечер" заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время ("День - когда обедаем", "Вечер - когда мама за мной придет" и т. п.). Иногда дети затруднялись ответить на вопрос: "Когда это бывает?" - и потому, что не понимали значения самого вопросительного слова "когда?"

Детям в среднем дошкольном возрасте уже доступно усвоение последовательности и текучести времени, но в представлении многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета - утро. В их представлении ночью кончаются сутки, а утром - начинаются. Деятельность как более знакомый и конкретный признак затушевывает объективный признак - степень освещенности пространства (луна, звезды).

Следовательно, в процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток - положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Так, можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, т. е. появится возможность использовать цветные знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток - ее цветовую гамму.

При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность, отмечены следующие особенности:

1) неравномерность в овладении названиями частей суток;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

Компоненты, механизмы и уровни социализации обучающихся
Анализ социально-педагогических исследований, литературы позволил выделить три компонента социализации: 1. Познавательный. Восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, знаний, умений (Л.П. Буева). Значение познания для социализации состоит в том, что оно позволяет раскрыть связи и ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru