Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок

Новое об образовании » Формирование временных представлений у старших дошкольников » Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок

Страница 5

По "Программе воспитания и обучения в детском саду" формирование ориентировки во времени у детей начинается со второй младшей группы. В этом возрасте малышей учат различать и называть день, ночь, утро и вечер. На занятиях дети рассматривают сюжетные картинки по отрезкам времени (день – ночь, утро – вечер), с изображением действий детей, природных явлений в тот или иной отрезок времени, играют в игры и проводят беседы. Для того чтобы дети различали части суток, воспитатель рассказывает сказки с ярко выраженными признаками частей суток. После этого дети должны учиться, самостоятельно различать части суток и называть их характерные признаки.

В средней группе программные требования расширяются. Дети должны знать не только части суток, их признаки, но и последовательность. Дети учатся различать и называть "вчера", "сегодня", "завтра", на конкретных примерах знакомятся с понятиями "быстро - медленно". Для запоминания последовательности частей суток используются элементы символической наглядности - кружки разного цвета: утро - розовое, день - белый, вечер - синий, ночь - черная.

Так же используются на занятиях сказочные персонажи, игры, стихотворения, загадки.

В старшей группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Учатся называть их, определять какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; называть количество дней в неделе, их порядковые номера; выделять характерные признаки времен года, называть их.

Знакомство с днями недели начинают с установления, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, отмечают выходные дни. Далее знакомятся с днями недели и их последовательностью. Для лучшего запоминания используют: модель "Дни недели" по цвету радуги.

В подготовительной группе называют дни недели в прямом и в обратном порядке, определяют, сколько дней в неделе до названного дня, какой день между двумя названными, пропущенный среди названных дней.

Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность времен года, используются карточки с изображением разных времен года и модель "Времена года" и разные виды календаря. Ознакомление детей с календарем облегчает им ориентировку во времени, в окружающей действительности. Дети узнают, в какие дни недели проводятся занятия, психологически готовятся к ним. Дети определяют время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес.

Время для своего точного определения требует количественных и числовых знаний, оно неразрывно связано с определением величины, а нередко и пространства. Поэтому, работу по формированию ориентировки во времени, необходимо проводить в единстве с работой над количеством, числом, величиной и пространственной ориентировкой. Работа по формированию временных представлений во всех возрастных группах проводится на нескольких занятиях, занимая, целое или часть занятия. Материал дается с постепенным усложнением. Усложняются не только задачи, но и методы, приемы обучения.

В процессе формирования временных представлений у дошкольников, педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решающиеся на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности, наличие необходимых дидактических средств и т. д. Важным методом в формирование временных представлений является практический. Особенность его для детей разного возраста состоит в том, что широкое использование дидактического материала, выполнение разнообразных практических действий служит основой умственной деятельности.

Итак, широкое использование наглядных, практических, вербальных методов, широкое применение различных видов наглядности в виде плоскостных моделей, показывают, что дети на седьмом году жизни накапливают осознанные знания, которые позволяют им в дальнейшем строить учебную работу на высоком уровне.

Ознакомление детей с частями суток. При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в "Программе воспитания и обучения в детском саду" рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru