Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования

Новое об образовании » Педагогические условия для творческого развития личности » Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования

Страница 2

Сегодня российское образование находится в состоянии радикальной реформации, перехода от единой государственной системы закрытого, тоталитарного типа - к системе открытой, обеспечивающей формирование свободного общественного сознания.

Изменение социально-политических отношений, современной научной картины мира с неизбежностью влечет и изменение образовательной парадигмы. Сегодня на всех ступенях образования стоит проблема формирования новых подходов к обучению, когда школа должна стать не усовершенствованным «механизмом образования», а полноценным «институтом культуры», способным готовить не только образованных, но полноценно-культурных людей.

Обучение, направленное на передачу максимального объема специальных знаний, недооценивающее духовно-нравственную основу человеческого существования неизбежно влечет за собой кризис социо-культурной личностной идентичности. «Накачка информацией» не гарантирует того, что учащиеся будут способны к воспроизводству ценностного ядра культуры, и, тем более, к порождению новых культурных новаций.

Важнейшей задачей образования является инкультурация - приобщение к духовным ценностям и смыслам культуры. Только став сам носителем духовных, культурных ценностей, человек сможет воспринять их, репродуцировать в своих действиях и поступках, а затем уже возникнет стремление к созданию новых позитивных культурных реалий

Теперь оказывается востребованным умение самостоятельно оценивать непредсказуемую ситуацию, способность ставить цели и определять достойные, нравственно оправданные способы действия. При этом личностный успех определяется мерой гуманистической ценности результатов деятельности, достоинство личности утверждается лишь при условии другодоминантной позиции.

Генеральной тенденцией современной эпохи, осуществляющей переход от индустриального, потребительского технократического общества к постиндустриальному, гуманистическому, гражданскому обществу, где личность защищена своей культурной идентичностью и потому социально активна.

Такой переход возможен при условии опережающей смены парадигм образования от социализованных к культуроориентированным системам, где передаваемое от учителя ученику знание одушевлено энергией культурного творчества.

Логика развертывания современных социокультурных процессов возвещает о назревшей необходимости создания современной модели школы. От традиционных моделей ее отличают следующие парадигмальные позиции.

Образовательный процесс строится в логике становления - развития личности ребенка. Он должен быть ориентирован на возрастные особенности формирования «образа мира» в сознании ребенка.

Ребенок и взрослый (учитель) выступают как равноправные участники образовательного эвристического диалога. Учитель является не только транслятором системы знаний, пусть даже и творчески подходящий к этому процессу, но он являет собой образец гуманистической культуры.

Целостность образовательного процесса достигается через последовательную интеграцию дисциплин естественно-научного, социо-гуманитарного и художественно-эстетического (аксиологического) циклов на основе общности их цели - создание единой картины мира.

Подводя итоги вышесказанному отметим, что в условиях современной образовательной парадигмы подготовка школьников нуждается в целенаправленном формировании гуманитарной и культурологической компоненты, потому что наличие высокой культуры - это не столько внешнее качество образованного человека, сколько его важнейшее, атрибутивное свойство.

Модель культурологической школы создаст условия для формирования творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации и к свободному (культурно- и социально-обусловленному) выбору, обладающей высокими морально-нравственными устоями, вооруженной ценностными гуманистическими ориентирами, гражданственным самосознанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru