Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования

Новое об образовании » Педагогические условия для творческого развития личности » Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования

Страница 6

Этот метод позволяет оценить полезность документа.

Проблемно-мотивационный анализ. Текст документа рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации. В ходе анализа нужно определить истинную цель документа, какие последствия он принесет и т.п.

Контент-анализ. Использование этого метода предполагает предварительное проведение анализа на предмет выявления проблем, признаков событий и их градаций с тем, чтобы, опираясь на эти факты, установить частотными методами главные цели, преследуемые авторами анализируемого документа, а также методы достижения этих целей.

Функция контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать интуитивные ощущения, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются. Вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но и узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, или отметить, настойчивое повторение в тексте каких тем или употребление каких формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживается и определенным образом интерпретируется исследователем.

Методами изучения развития творческих способностей учащихся избраны методы опроса. В ряду исследовательских методов, позволяющих проникнуть в сознание и психику людей, опрос является одним из основных. Главная причина популярности методов опроса – универсальность. Используя их, можно получить разнообразные сведения о конкретных фактах, процессах или явлениях, представляющих интерес для исследователя, в том числе и о мотивах, планах, ориентациях, то есть тех явлениях, которые фактически невозможно зафиксировать с помощью других методов. Методы опроса позволяют получить не только фактическую, но и прожективную информацию – о возможных переменах, которые, вероятнее всего, произошли бы в изменившихся условиях. Вместе с тем опрос помогает установить реакцию опрашиваемого лица на действия, участником или свидетелем которых он является, что помогает дать им всестороннюю оценку. Различают 2 основных вида опроса: письменный – анкетирование и устный – интервьюирование. Вид опроса избирается в зависимости от назначения получаемых сведений.

В основе и того, и другого метода лежит определенный набор вопросов по исследуемой проблеме – анкета, вопросник, опросник. Опросник должен быть составлен так, чтобы у респондента не возникло искушение дать ложную информацию. Например, «опасными» являются вопросы, ответы на которые могут выставить опрашиваемого в неприглядном виде, не соответствующим нормам и ценностям его социальной среды.

По функциональному признаку вопросы делятся на основные и вспомогательные. Основные вопросы предназначены только для получения фактологической или мотивационной, оценочной информации, которая либо может подтвердить, либо опровергнуть выдвинутые гипотезы исследования. Иную функцию выполняют вопросы, отнесенные к вспомогательной группе. Их основное назначение – отсев некомпетентных лиц и проверка искренности опрашиваемых. В зависимости от содержания основного вопроса принято различать вопросы-фильтры и отсеивающие вопросы. Вопросы-фильтры предшествуют основным фактологическим вопросам. Отсеивающие вопросы выполняют ту же функцию, что и вопросы-фильтры, но касаются не фактологической информации, а сведений о планах, оценках и т. д. Их роль представляется более важной, поскольку ответы на такие вопросы довольно часто оказываются малодостоверными, поэтому здесь особо важен отсев некомпетентных лиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

Содержательная модель темы «Световые волны»
Каждый учитель выстраивает свою технологию обучения, т.е. свою модель освоения учащимися конкретного учебного материала, способы добывания знаний. Однако существуют определенные инвариантные этапы деятельности учителя, которыми он должен владеть, чтобы организовать учебный процесс, отвечающий совре ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru