Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования

Новое об образовании » Педагогические условия для творческого развития личности » Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования

Страница 5

Следующим базовым понятием, необходимым для организации научных исследований, является понятие «цели». Цель (от гр. «телос» – результат, завершение) – осознанное предвосхищение результата деятельности. Цель исследования – это общая направленность исследования. Цель исследования ориентирует его на конечный результат.

Цель исследования - выяснить эффективные подходы культуросообразного развития творческих способностей в контексте современных тенденций развития образования.

Цель достигается в результате решения ряда задач. Задача исследования – это совокупность целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать необходимость введения культурологического аспекта в исследование развития творческих способностей личности; провести сравнительную характеристику систем «Культура» и «Творчество».

2. Разработать теоретически педагогическую модель развития творческих способностей в контексте культуры и выявить современную модель развития творческих способностей, реализующуюся в системе образования.

3. На основе системного анализа выделить тенденции развития творческих способностей в контексте совершенствования системы образования.

4. Выделить роль и место педагога в процессе развития творческих способностей.

5. Разработка и внедрение программы создания и апробации модели культурологической школы.

Решение научной задачи предполагает получение научного результата научным методом с помощью известной методики.

Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных (используемых) методов.

Метод – система предписаний, рекомендаций, предостережений, образцов и т. п., указывающих, как сделать что-то. Метод включает прежде всего средства, необходимые для достижения определенной цели. Метод регламентирует некоторую сферу деятельности и является совокупностью предписаний. Систему методов научных исследований можно представить в виде совокупности всеобщего философского метода, общенаучных специальных методов и специальных методов частных наук.

В процессе исследования были использованы следующие методы: метод анализа документов, метод системного анализа, метод наблюдения, интервью, тестирование, моделирование и др.

Методы, применяемые для анализа документов, можно разделить на 2 группы:

Традиционные – методы, исследующие видимое содержание документов. К таким методам относятся статистический анализ, который позволяет оценить объем документа, частотность повторения слов и выражений, словарный запас, интеллектуальность автора. Частотность повторения слов и выражений позволяет судить о приоритетных интересах авторов документа.

Морфологический анализ структуры документа позволяет на основе видимых или легко определяемых признаков установить его структуру в том виде, в каком ее представил автор. Выявленная структура документа позволяет правильно оценить его содержимое, выявить главную его цель.

Лингвистический анализ позволяет определить стиль изложения документа. Документы всегда несут на себе те или иные следы своего времени и своего автора.

2. Контекстные методы – это поиск и анализ суггестивной информации в документе. К этим методам относятся информационный анализ, в ходе проведения которого устанавливается информационная полезность и информационная насыщенность документа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru