Конспект прочитанных лекций

Страница 3

В целом конец XIX и начало XX века ознаменовались появлением в Европе и Америке целого ряда научных работ, посвященных социальному осмыслению образования. Теоретическое наследие этих ученых сыграло важную роль в становлении социологии образования в Европе, США и России.

История зарубежной социологии образования показывает, что в рамках данной отрасли сложились и сохраняются несколько научных школ (подходов), которые отличаются особенностями категориального аппарата, методами, задачами и проблематикой. Многие подходы не только различаются, но иногда могут быть теоретически взаимосвязаны, поэтому не случайно одни и те же имена исследователей упоминаются при характеристике разных научных школ. К числу основных подходов, сложившихся в социологии образования относят:

- моралистский, для которого характерны вера в образование как главное средство достижения социального прогресса (Дж. Пейн, Л. Уорд, Дж. Дьюи и др.); - институциональный, в центре внимания которого находятся вопросы взаимосвязи образования и других социальных институтов (Дж. Сирьямаки, Дж. Дьюи и др.) - функционалистский, рассматривающий образование как социальный институт с определенными функциями (Э. Дюркгейм, Ф. Браун, Ф. Трэшер, У. Уоллер, Д. Прескотт, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.); - конфликтологический, в котором образование рассматривается как механизм социальной дифференциации (Г. Зиммель, Т. Веблен и др.)

Обращаясь к истории отечественной социологии образования, следует отметить, что многочисленные публикации (преимущественно теоретического характера) по социальным проблемам образования появляются во второй половине XIX века. Прежде всего, это было связано с тем, что в начале 1860-х годов в России началось широкомасштабное обсуждение очередной учебной реформы.

Российские социологи Я.У. Астафьев и В.Н. Шубкин в книге «Социология в России» по этому поводу пишут: «Что касается высшей школы, то здесь обсуждались вопросы автономии профессорской корпорации, положения студентов в учебных заведениях, надзора за учащимися. В отношении средней школы дискуссии велись главным образом вокруг проблемы, придать ли среднему образованию классический или “реальный” характер.

Становление и ускоренное развитие отечественной социологии образования начинаются лишь в 1960-е годы. В первой половине 1960-х годов количество публикаций в этой области знания было крайне малым. Однако после 1965 года число статей увеличивается в несколько раз, затем продолжает возрастать, достигает максимума в 1975-1979 гг. и стабилизируется на уровне примерно 150 публикаций в год.

Возрождение отечественной социологии образования началось с осуществления эмпирических исследований проблем профессионального самоопределения и ценностных ориентаций советской молодежи, социальной мобильности, престижа профессий, влияния образования на другие социальные институты. К числу известных исследователей социологических проблем образования советского периода следует отнести В.В. Водзинскую, Р.Г. Гурову, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконникову, Л.Н. Когана, В.Т. Лисовского, Л.Н. Лесохину, А.А. Овсянникова, М.Н. Руткевича, М.Х. Титму, Ф.Р. Филлипова, Г.А. Чередниченко, О.И. Шкаратана, В.Н. Шубкина, В. А. Ядова и др.

Современная отечественная социология образования расширяет свои границы на базе междисциплинарного сотрудничества и проведения международных кросскультурных исследований жизни и деятельности субъектов в сфере образования, а также активного изучения проблем социальной стратификации и социокультурных процессов, харак-теризующих постсоветское общество. Вместе с тем приходится констатировать, что в настоящее время состояние отечественной социологии образования требует разработки целостных и завершенных форм представления этой отрасли, в том числе определения ее предмета и категориального аппарата, а также преодоления разрыва с опытом зарубеж-ной социологии образования.

Таким образом, в историческом плане социология образования в период своего становления, датируемого концом XIX века, может быть представлена как совокупность индивидуальных вкладов известных ученых: Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Наторпа, Л. Уорда, Дж. Дьюн и др. И только в 50-60 годы XX века социология образования институционализируется в самостоятельную отрасль социологического знания. В содержательном плане развитие как отечественной, так и зарубежной социологии образования, ее теоретическая эволюция демонстрирует зависимость от доминирующих и сосуществующих на том или ином этапе истории социологических парадигм.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

Характеристика детей экспериментальной группы
Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад № 472 комбинированного вида в старшей группе. В исследовании принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста. В первую группу вошли пять детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием (III уровень), посещающих лог ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru