Конспект прочитанных лекций

Страница 4

В настоящее время когда происходят масштабные изменения в характере социальной онтологии и гносеологии, кардинально меняется и значительная часть тематики социологии образования, в которой на передний план выходит потребность в сочетании элементов классического и неклассического, традиционного и инновационного.

3. Направления прикладных исследований

Одна из «стержневых» проблем социологии образования – проблема взаимосвязи образования как социального института и социальной структуры общества. Этот вопрос рассматривали на Западе еще в 60-е гг., сейчас он стал особенно актуальным.

Новая социальная структура российского общества только формируется, появляются одни социальные группы, изменяются другие. Возникает необходимость описать новую роль, которую выполняет образование как социальный институт в качестве канала социальной мобильности. Позволяет ли система образования «выравнивать социальные шансы» и если да, то как? Как она работает в качестве «социального лифта»? Как воспроизводятся в общностях, складывающихся на различных уровнях системы образования, социальные отношения?

Эти вопросы ставили в западной социологии П. Сорокин, позднее П. Бурдье, Д. Берто и др. Как выглядит это социальное противоречие в нашем обществе? Доступное ранее всем бесплатное образование, особенно высшее, постепенно становится платным и, соответственно, недоступным большинству. Традиционный советский средний класс, интеллигенция, сохраняет очень сильную ориентированность на то, чтобы дать своим детям и внукам качественное высшее образование, однако материальные возможности этих социальных групп явно недостаточны.

Другое противоречие – постепенно усиливающийся разрыв в качестве массового и элитного образования. Советская школа, при всех издержках авторитарной модели обучения, обеспечила достаточно приличный уровень знаний основной массе своих выпускников (на этом базисе, кстати, до сих пор держится наше народное хозяйство). Сегодня никого не удивит необходимость прибегать к услугам репетиторов ученикам уже начальной (обычной) школы, не говоря уже об абитуриентах!

С другой стороны, элитные учебные заведения среднего звена чаще всего жестко привязаны к конкретным высшим учебным заведениям, что также имеет свои социальные издержки.

Важным представляется вопрос об образовательных шансах российской молодежи и усилиях государства и общества по выравниванию стартовых образовательных возможностей. Социологи призваны исследовать нынешнюю весьма противоречивую ситуацию и предложить свои рекомендации по ее оптимизации, когда социальные условия для получения желаемого образования изначально неравны.

Возможно, что не в последнюю очередь результаты наблюдений социологов инициировали эксперимент по введению с 2001 г. единого государственного экзамена (ЕГЭ). Его долгосрочные цели – обеспечить равные права выпускников для поступления в вузы на всей территории страны.

Заметим, что этот эксперимент вызвал определенные социальные последствия – налицо несовпадение интересов абитуриентов, их родителей, с одной стороны, вузов – с другой, и категории лиц, занимающейся частным репетиторством, с третьей. Здесь обнаруживается социальная проблема, требующая социологического изучения и практических выводов по корреляции интересов указанных групп и институтов.

4. Социологические методы изучения сферы образования

Социология образования использует практически все существующие методы и их модификации. Наряду с классическими методами применяются и самые различные их сочетания в зависимости от изучаемых проблем, объекта, социальной ситуации. В зависимости от изучаемых проблем, используются как классические методы, так и их различные сочетания.

Чаще всего применяется метод опроса с использованием открытых и закрытых вопросов. Метод опроса может использоваться в форме обычного опроса, телефонного и почтового. Используя метод опроса, можно провести сравнительные исследования в будущем, позволяя выделить те перемены, которые происходят в образовании.

Интервью также часто применяется в социологии образования. При этом используются все виды интервью: от свободных, до жестко формализованных. В социологии образования очень часто используются специально разработанные техники интервью. В основном интервью используются на начальном этапе исследования, т.к. это позволяет получить достаточное количество представлений об объекте или проблеме. Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные групповые интервью, они представляют собой дискуссию, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru