Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Новое об образовании » Социализация детей с девиантным поведением » Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Страница 1

При глубоком рассмотрении индивидуаль­ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель­но-профилактического воздействия на личность несовершенно­летнего.

Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав­ственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудо­выми навыками, повышении производственной квалифика­ции, принятие мер, направленных на устранение обстоя­тельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жиз­ни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, при­влечение их к участию в спортивных и других кружках, секци­ях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.

Анализ практики, в частности возбужденных уголовных дел, показал нам, что при вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность в 60% случаев имелись неблагоприятные условия их семейного воспитания, а более чем в 80% случаев несовершеннолетние имели контакты с лицами, характеризующимися отрицательно в сфере неформального окружения, и т. д. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности предупреждения пра­вонарушений несовершеннолетних, по нашему мнению, является выявление и уст­ранение криминогенных факторов, обусловливающих противо­правное поведение подростков. Определенным типам кримино­генных факторов или причинных комплексов, обусловливаю­щих соответствующие виды и формы противоправного поведе­ния, должны соответствовать адекватные системы предупреди­тельных мер и механизм их реализации.

В связи с этим в оптимизации процесса предупреждения пра­вонарушений несовершеннолетними важнейшим звеном считаем мы, становится определение источников социально-негативного влияния на подростков, в том числе и взрослых лиц, характеризующих­ся антиобщественным поведением, а также разработка меха­низма защиты от их отрицательного воздействия.

Следует особо почеркнуть, что немаловажное значение в конкретизации программы и тех­нологии защиты несовершеннолетних имеет установление форм и способов негативного влияния взрослых на подростков, в качестве которых могут выступать: личный пример, уговор, дача советов, угрозы, принуждение, шантаж, подкуп, униже­ние, убеждение, запугивание, обман. Существенным здесь нам пред­ставляется также и то, что формы отрицательного воздействия нередко чередуются, дублируются, применяются интенсивно и в достаточно сжатые сроки.

Экстенсивность и интенсивность влияния, как нам кажется, во многом обуслов­ливается криминогенной характеристикой взрослого, которая может включать:

— наличие незначительных отклонений в поведении,

— совершение административных правонарушений,

— совершение в прошлом преступления,

— совершение в прошлом нескольких преступлений.

Естественно, что в данном процессе негативного влияния на подростка преуспевают, по нашему твердому убеждению, лица, имеющие наибольший антисоци­альный и преступный опыт.

Наиболее эффективно механизм защиты несовершеннолет­них от отрицательного воздействия взрослых правонарушите­лей применялся нами при учете условий социально-нега­тивного характера. К ним мы относим следующии: неблагоприятные условия семей­ного воспитания, неблагоприятное неформальное окружение подростков, низкая учебная дисциплина в учебном заведении, неудовлетворительная организация досуга по месту жительства несовершеннолетних, социально-психоло-гические особенности несовершеннолетних.

При достаточно интенсивном воздействии взрослых правона­рушителей на подростков у последних происходит нарушение определенных морально-нравственных и правовых знаний и представлений. В последующем отрицательное воздействие взрослых, по нашему мнению, трансформируется в непосредственное вовлечение несовер­шеннолетних в антиобщественное поведение (употребление спиртных напитков, сильнодействующих наркотических или других одурманивающих средств, занятие попрошайниче­ством, проституцией, азартными играми, ведение паразитичес­кого образа жизни и т. д.) или в преступную деятельность.

Возникновение и дальнейшее развитие отношений между взрослыми и подростками, по нашему убеждению, обусловливается пространственно-коммуникативными связями субъектов обще­ния. Так, в 66% случаев несовершеннолетние и будущие под­стрекатели проводили совместно досуг, в 29% случаев занима­лись в одних учебных заведениях, в 5% — работали на одних и тех же промышленных предприятиях.

Для нейтрализации негативного влияния ближайшего анти­социального окружения подростков социальными педагогами СШ … и работниками ОВД … разработан меха­низм нейтрализации отрицательного влияния взрослых на не­совершеннолетних, субъектами которого являются:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

Методические рекомендации по применению технологий активного обучения при освоении дисциплины «Литература русского зарубежья»
Обратимся к дисциплине «Литература русского зарубежья», материалом которой является литературное наследие писателей-эмигрантов. Путем наблюдения мы можем прийти к выводу, что студенты-филологи не заинтересованы в изучении данной дисциплины. Возможно, это связано со спецификой материала курса (творч ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru