Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Новое об образовании » Социализация детей с девиантным поведением » Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Страница 4

При комплексном характере воздействий внешние факторы наиболее эффективно находят преломление во внутренних из­менениях личности, способствуют позитивному ее развитию. В то же время надо четко представлять себе критерии эффектив­ности воспитательно-профилактического воздействия, которые позволяют объективно судить о результативности процесса пе­ревоспитания. Одним из наиболее мобильных параметров явля­ется разнообразная занятость подростка. Однако речь идет не просто о занятости времени, а о занятости, расширяющей и уг­лубляющей круг позитивных интересов и общения. Именно благодаря учебной, познавательной, общественной, трудовой, практической деятельности осуществляется взаимодействие личности со средой и членами коллектива. Поэтому в целях успешного перевоспитания молодого правонарушителя надо обеспечить расширение, обогащение связей его с коллективом, с обществом, развивать способность самостоятельно и правиль­но регулировать свои социальные связи и отношения. В этом плане неоценимую помощь оказывают молодежные програм­мы, подростковые и юношеские объединения, спортивные шко­лы, клубы и т. п. Именно в них молодой человек может про­явить себя по-новому, осмыслить свое поведение.

Итак, в заключении следует отметить, что основные профилактические мероприятия с подростка­ми, совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытом социуме (подросток совершил мелкие правонаруше­ния или осужден условно), и в специальных учебно-воспита­тельных заведениях, то в воспитательных колониях, в основ­ном, реализуются реабилитационные программы помощи несо­вершеннолетний осужденным.

Как отметил работник ОВД по делам несовершеннолетних …, процесс воспитания в колониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колоний прежде всего тем, что в них законодательство предоставляет для работы с осужденными большие возможности в применении позитивных мер воздействия, значительно увеличивая перечень льгот и уменьшая объ-ем карательных мер. Основной акцент в работе с подростками следует делаеть на учебно-воспитательную работу, вклю­чающую в себя общеобразовательное и профессиональное обу­чение.Здесь мы особо отмечаем, что изменение названия «воспитательная трудовая колония» на «воспитательная коло­ния» подчеркивает при всей важности трудовой деятельности приоритетность именно воспитательных мероприятий.

Совместная деятельность с социальными педагогами школы … позволила нам выявить, что необходимым условием для предотвращения отклоняющегося поведения всех воспитанников является — получение ими специальности. При этом должен обеспечиваться как можно более широкий и добровольный выбор профессий, учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), воз­раст, физические, умственные и психические особенности. Нами выявлено, что по­вышение эффективности трудового воспитания - это наи­более важный фактор решения задачи социализации подро­стков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в насто­ящее время это условие в полной мере не обеспечивается, о чем свидетельствуют данные опросов бывших осужденных, отбывавших срок наказания в воспитатель­ных колониях и вернувшихся к месту постоянного проживания в … более 60% которых в будущем не собираются работать по приобретенным в колонии профессиям.

Большинство осужденных, как подчеркивает работник ОВД по делам несовершеннолетних …, до колонии, обучаясь в школах и профессиональных училищах, характеризовалось как наруши­тели дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, они сбегали с уроков, оскорбляли ровесников и пре­подавателей. Поэтому необходимо, по нашему убеждению, уделять серьезное внимание построению взаимоотношений учителей и мастеров производ­ственного обучения с учащимися-осужденными. Умение выз­вать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым, но настойчивым в достижении поставленной цели являются, как мы считаем, критериями профессионального мастерства педагога, работающего с этим контингентом несовершеннолетних.

Нами было выявлено, что большое значение в изменении негативной позиции криминальных подростков к реальности имеет обеспечение воспитанников ра­ботой с высоким уровнем организации и культуры производ­ства, технологии. Социальным педагогам необходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечит заинтересованность подро­стка в результатах его труда.

К числу основных средств, обеспечивающих процесс исправ­ления преступников, по нашему мнению, относится общеобразовательное обучение. Относительно несовершеннолетних осужденных необходимо отметить особую роль, которую приобретает данное средство воздействия. Ведь в воспитательной колонии практически каж­дый осужденный проходит через образовательную школу, яв­ляющуюся одним из главных структурных элементов учрежде­ния и фактически — центром проводимой в колонии воспита­тельной работы. При поступлении в колонию все осужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы, распределение по отрядам производится исходя из имеющегося у них образовательного уровня по принципу «от­деление-класс» . Работа на производстве или обучение в профес­сиональном училище может производиться только в свободное от учебы в школе время. В отличие от исправительных колоний для взрослых, преподаватели школ в воспитательной колонии являются сотрудниками данного учреждения, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Очень важ­но четкое взаимодействие в воспитательном процессе учителей школы, воспитателей отрядов и отделений, преподавателей профессионального училища, мастеров производства, так как в работе с осужденными много дублирования, не всегда соблю­дается принцип единства педагогических требований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru