Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Новое об образовании » Социализация детей с девиантным поведением » Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Страница 3

В ряде государств (США, ФРГ, Япония, Франция) организуемые полицейскими занятия для учеников и преподавателей являются составной частью школь­ной программы. В них затрагиваются такие темы, как роль полиции в обществе, соблюдение правил дорожного движения, опасность злоупотребления наркотиками, предупреждение пре­ступного поведения (в частности, вандализма и мелких хище­ний из магазинов), противопожарная безопасность и оказание первой помощи. Проведение лекций в образовательных учеб­ных заведениях важно еще и потому, что способствует выработ­ке у детей благоприятного отношения к представителям тех профессий, которые ведут обучение: социальным педагогам, представителям органов правопорядка.

Кроме того, правовая, психологическая, педагогическая по­мощь несовершеннолетним правонарушителям может оказы­ваться в различных социальных службах: реабилитационных центрах, центрах психолого-педагогической помощи, по теле­фонам доверия и др.

Третий уровень — воспитательно-профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстни­ков, в ситуациях, когда подросток оказывается вне привычно­го коллектива, контактов, возникающих в школе, в быту, на отдыхе, на улице, словом, в процессе тех мимолетных, однора­зовых или более длительных контактов, перечислить которые невозможно.

Таким образом, система воспитательно-профилактических мероприятий значительно дополняется реально происходящим процессом, оказывающим на молодого правонарушителя опре­деленное влияние.

Задача состоит в том, чтобы несовершеннолетнего как мож­но быстрее «вырвать» из сцепления неблагоприятных факто­ров, «направить» на него меры воспитательно-профилактичес­кого характера, а в некоторых случаях уделить ему больше эле­ментарного человеческого внимания, ограничить срок нахож­дения под отрицательным воздействием, помочь сформировать крепкие социальные связи позитивного характера.

Зная отдельные, пусть и малозначительные, поступки несовер­шеннолетнего, важно не допустить формирования антиобще­ственных взглядов, даже если на него уже было оказано какое-то неблагоприятное воздействие. Именно в этом случае своевре­менное положительное воздействие разнообразных индивиду­альных общественных средств (с помощью родителей, друзей, учителей, воспитателей, путем перемены обстановки, окружаю­щей человека, и т. д.) может устранить отрицательное влияние, заменив его социально-положительной информацией. Оконча­тельное искоренение антиобщественных поступков предполага­ет (с момента их выявления) разрушение отношений, способству­ющих их совершению, и восполнение новыми.

Преодоление в сознании молодых правонарушителей антиоб­щественных индивидуалистических взглядов, привычек и на­клонностей достигается последовательным и непрерывным вос­питательно-профилактическим воздействием. Разовое обсуж­дение на собрании, заседании актива, в беседе не дадут желае­мого эффекта без систематической работы с антиобщественны­ми привычками и наклонностями. Причем вся многогранная индивидуальная профилактика должна опираться на основные положения психологии, педагогики, криминологии и других наук, придающих ей методический характер. Практическая сторона этой деятельности состоит в оказании содействия таким подросткам в трудоустройстве, создании нормальных бытовых условий, нормализации отношений в семье и среди окружаю­щих, ограждении их от отрицательного влияния со стороны окружающих, зачастую старших по возрасту и допускающих аморальные поступки.

Вместе с тем, когда ребенок находится в сфере контроля и перевоспитания, обращаться с ним надо осторожно и тактично. Требуется глубоко знать внутренний мир молодого человека, учитывать его постоянное развитие, усложняющее­ся в соответствии с возрастом. Развитие юноши и девушки про­исходит в движении, в действии, поэтому целесообразно созда­вать им необходимые условия и обстановку для проявления способностей, интересов, устремлений, чтобы они как бы натал­кивались на то, что их могло бы наиболее сильно увлечь.

Управление индивидуальным профилактическим воздей­ствием должно быть нацелено на развитие общественно полез­ной активности, инициативы, самодеятельности личности, на осознание его необходимости, самосовершенствования, само­воспитания и осуществления практических действий в данном направлении. В этом случае управление содействует развитию подлинной свободы личности, ее относительной самостоятель­ности, способностей и дарований, повышению активности, обусловливающих ее позитивное отношение к учению, работе, коллективу, семье.

Воспитательно-профилактические мероприятия должны но­сить комплексный характер, так как только разносторонний под­ход к личности как единому целому, сочетание влияний на ее раз­личные стороны ведут к максимальным конечным результатам. Практика показывает, что профилактическое воздействие лишь на одну из сторон характера подростка при неучете или недооцен­ке других ведет к иллюзорному положительному эффекту, к тор­можению развития некоторых позитивных черт поведения лично­сти в целом. Так, односторонний подход часто проявляется в ув­лечении словесными методами воспитательно-профилактическо­го воздействия на сознание и в недооценке организации активной практической деятельности, вовлечения в интересные обществен­но полезные занятия, в забвении правильной организации обще­ния подростков в коллективах и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru