Основные методы и приемы направленные на развитие темпо-ритмической стороны речи на уроках чтения

Новое об образовании » Развитие темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня на уроках чтения » Основные методы и приемы направленные на развитие темпо-ритмической стороны речи на уроках чтения

Страница 3

Этап автоматизации.

Этот этап охарактеризован целостным приемом чтения: ребёнок может читать целыми словами и группой слов. Техническая сторона процесса чтения уже не затрудняет чтеца.

Главной задачей является осмысление читаемого. Процессы осмысливания содержания превалирует над процессом восприятия. На этом этапе будет осуществляться не только синтез слов в предложениях, но и синтез фразы в едином контексте. Смысловая догадка будет определяться не столько содержанием прочитанных предложений, сколько логикой и смыслом всего рассказа. Ошибки при чтении возникают редко, так как догадка формируется при достаточно развитом целостном восприятии. Особенность понимания прочитанного определяется уровнем сформированности познавательной деятельности, степенью сформированности грамматического строя речи и объёмом словаря.

Основными условиями для успешного овладения навыками чтения являются:

– сформированная устная речь; фонетико-фонематическая (фонематический анализ и синтез, произношение, дифференциации фонем) сторона речи; лексико-грамматическая сторона речи;

– достаточное развитые пространственные представления; зрительный анализ и синтез.

Главная цель обучения детей темпо-ритмической организации речи при чтении – это формирование умений определять задачи чтения вслух: передача слушателям своего понимания произведений с помощью правильно выбранных средств устной речи. Однако такие сложные умения возникают как результаты кропотливой работы учителя над выработками, во-первых, умения, помогающего проникать в смысл произведений, а во-вторых, умения целесообразно использовать свой голос. В учебниках можно выделить несколько таких упражнений, которые помогут ребенку ориентироваться в текстах и осознавать замысел автора, а с другой, – создавать условие для эмоционального интонирования, на основе которых выстраивается работа над отдельными компонентами интонации:

1) помечать на полях, что выражает фраза героев, подумать, как надо прочитать;

2) нахождение в тексте слов, указывающих на то, как нужно прочитать, подчеркнуть и прочитать фразы правильно;

3) определение своего отношения к героям.

4) определение отношения автора к героям по тому, какие слова использовались в произведении;

Работа над развитием темпо-ритмической организацией речи при чтении состоит из соединения нескольких направлений:

– интонационное – предполагающее специальную работу над компонентами интонации;

– техническое – включающее тренировку дыхания и совершенствование артикуляционного аппарата;

– смысловое – реализующее всю систему работы по осмыслению идей произведений;

– тренировочное – имеющее целью учить детей выразительно читать произведение после анализа.

Полноценные навыки чтения характеризуются следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью. Все качества должны формироваться взаимосвязано и параллельно. Часто уровень сформированности одних качеств указывает на уровень развития других.

Педагог должен знать условия работы над выразительностью чтения. Обязательно необходимо демонстрировать образцы правильного чтения произведений. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше чтобы читал учитель. Демонстрация образцов выразительного чтения имеет определенные цели: такое чтение должно стать своеобразным эталоном, к которому будет стремиться ребенок; образцовое чтение поможет раскрыть перед слушателем понимание смысла произведения и, таким образом, поможет его сознательному прочтению; оно будет служить основой для подражательной выразительности и поможет сыграть положительную роль даже если глубина произведений оказалась не понятна читателям: при подражании интонации, выражающей определенное чувство, ребенок начнет испытывать такое же чувство и через эмоциональное переживание придет к осмыслению произведения.

При работе над правильным чтением необходим тщательный анализ художественных произведений. Следовательно, упражнение в выразительном чтении должно проводиться на заключительном этапе уроков, когда уже завершена работа над формами и содержанием произведений. Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который должен пронизывать все этапы урока, и обусловливать подготовку к восприятию произведений, и первичное знакомством с произведениями, и работой над идеями произведений.

Также одно из условий отработки навыка выразительного чтения – это работа над языком произведения. Невозможно добиться от ученика выразительного чтения, если ему не понята форма произведения, поэтому наблюдение над изобразительно-выразительным средством становится главной частью работы по выявлению главной идеи произведений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru