Основные методы и приемы направленные на развитие темпо-ритмической стороны речи на уроках чтения

Новое об образовании » Развитие темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня на уроках чтения » Основные методы и приемы направленные на развитие темпо-ритмической стороны речи на уроках чтения

Страница 4

При работе над выразительностью чтения происходит опора на воображение учащихся, т.е. на их умение представить картину по словесным описаниям, увидеть внутренне, что хотел передать автор. Так называемое «воссоздающее воображение» необходимо тренировать через создание мысленных взоров, эпизодов, пейзажей, портретов. К приемам, развивающим воссоздающее воображение, относятся графические и словесные иллюстрирования, написание киносценариев, составления диафильмов, чтение по ролям, драматизации.

Выбирая конкретный методический прием для работы над текстами на занятии педагог должен исходить из специфики жанра, рода и вида литературных произведений, учитывать их структуру и принимать во внимание особенность восприятия художественного произведения детьми и уровень сфомированности их читательских умений и навыков.

Роль темпо-ритмической организации речи в нашей жизни чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.

Темпо-ритмическое нарушение – это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями в плавности речи. Плавность речи связано в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация. Такие параметры являются так называемыми паралингвистическим средством вербальной коммуникации людей и имеют важное значение в психологии общения.

Общее недоразвитие речи у детей – это специфическое проявление речевой аномалии, при которой часто нарушено или отстаёт от общепринятой нормы формирование главных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом типичным является отклонение в произносительной и смысловой сторонах речи.

У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР (Р.Е. Левина).

Третий уровень речевого развития детей определяется наличиями наибольшей развёрнутости во фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. Ребенок может более свободно общаться со своим окружением, но нуждается в помощи своих родителей (педагогов), вносящих в его речь различные пояснения. В самостоятельном общении продолжают оставаться затруднения, и ограниченность в знакомых ситуациях.

Для речи детей с ОНР III уровня с недоразвитием темпо-ритмической стороны речи отмечаются характерные особенности в развитии выразительности речи, что будет выражаться в изменениях всех интонационных характеристик.

В развитии речи можно выделить три направления работы: над словами, работа над словосочетаниями и предложениями и над связной речью. Темпо-ритмическая сторона речи является многообразной. Некоторые ученые выделяют средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, тропы) и средства звуковой выразительности (интонация, голос, темп, пауза, тембр, мелодика, логические ударения), другие рассматривают текстовые и исполнительские выразительности и разделяют выразительность и изобразительность. Выразительность средств языка может проявляться на любом уровне: лексический, фонетический, морфологический, интонационный, синтаксический что помогает улучшать читательские и речевые умения дошкольников.

Для младших школьников, имеющих ОНР III уровня и нарушение в развитии просодической стороны речи, из всего многообразия существующих требований к гармонизации речи и языковым средствам, особенно важна работа по обучению темпо-ритмической организации речи. В условиях школы такая работа будет организована в первую очередь на уроках чтения.

Обучение первоначальному чтению и письму должно осуществляться через современный вариант аналитико-синтетического метода, который позволяет учитывать новейшие данные методической, лингвистической и педагогической науки, и будет носить воспитывающий и развивающий характер, позволяя обеспечивать интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень осознанного чтения и собственной речи.

На уроках ребенок учится делить предложение на слова, слово на слоги, слог на звуки, устанавливает порядок следования звуков в словах, связь между звуками. Младшие школьники обозначают звуки буквами, составляют и читают слоги и слова, начинают овладевать процессами правильного, сознательного и плавного слогового чтения, а также чтения целыми словами предложения и связного текста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru