Совершенствование деятельности вузовских библиотек Белгорода

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Совершенствование деятельности вузовских библиотек Белгорода

Страница 3

Разработанные модели стали основой для анализа деятельности вузовской библиотеки, принятия управленческих решений для реорганизации ее деятельности, создания регламентирующей документации.

Применение методики, разработанной на основе процессного подхода, позволило сформулировать приоритеты развития библиотеки – обеспечение максимальной доступности информации для пользователей, расширение спектра информационных услуг, за короткий срок на базе библиотеки создать учебно-информационный центр (УИЦ). Его структурные подразделения: библиотека (читальный зал, студенческий абонемент, научный фонд, преподавательский абонемент, отдел комплектования, отдел научной и технической обработки, электронный каталог); медиатека (фонд электронных изданий, компьютерный читальный зал); видеостудия (создание учебных видеофильмов); технический отдел; два компьютерных класса для обеспечения доступа к электронным информационным ресурсам и дистанционного образования.

Расширился спектр услуг УИЦ: предоставление документов на электронных носителях, распечатка документов на принтере, сканирование и оцифровка документов, доступ в Интернет, прокат видеокассет и др.

Реализуемые действия, приведут к повышению эффективности деятельности библиотеки. Кроме того, применение процессного подхода к анализу и организации деятельности библиотеки позволяет гибко реагировать на изменения в сфере образования и новые информационные потребности читательского контингента вуза, так как при внедрении процессного подхода регламентируется взаимодействие между процессами и подразделениями УИЦ, ответственность и полномочия должностных лиц, система показателей, характеризующих результативность и эффективность работы УИЦ.

Полученный комплект моделей может в дальнейшем использоваться для автоматизации деятельности УИЦ с применением имеющегося на рынке программного обеспечения программных продуктов для моделирования процессов, а также для получения сертификата соответствия системы менеджмента качества УИЦ требованиям международных стандартов ISO 9000 : 2000.

Абсолютно одинаковых методов реализации процессного подхода в разных библиотеках быть не может. И это естественно, поскольку каждый вуз, каждая библиотека должны учитывать свои особенности, специфику деятельности и традиции. Но есть общность основ и принципов, последовательности действий, опираясь на которые каждая библиотека сможет осуществить процессный подход на практике.

В деятельности вузовских библиотек главными в последнее время стали два процесса – информатизация (автоматизация традиционных процессов при использовании АБИС и внедрение новых информационных и компьютерных технологий, в том числе с использованием Интернет) и переход к Болонскому процессу. Для повышения эффективности и качества предоставления новых услуг необходимо изменить организацию управления библиотекой, систему взаимоотношений между ее подразделениями, а также оптимизировать внутренние и внешние связи, систему ценностей работников, их взаимоотношения и, соответственно, повысить качество обслуживания пользователей.

Одной из главных задач библиотек вузов на сегодняшний день является создание эффективно действующей и постоянно улучшающейся системы обеспечения качества информационно-библиотечных услуг, влияющих на подготовку высокопрофессиональных специалистов, на качество образовательного и научно-исследовательского процессов в вузе. Такой системой может стать система менеджмента качества (СМК), позволяющая обеспечить высокий уровень библиотечных услуг за счет разумного управления.

Многие руководители библиотек высших учебных заведений уже пришли к пониманию того, что совершенствование деятельности библиотеки тесно связано с обеспечением качества деятельности и система управления качеством необходима. Выбор стандарта, по которому создается система качества, остается за вузом, однако библиотека для улучшения своей деятельности может самостоятельно использовать отдельные элементы того или иного стандарта.

Внедрение СМК – это, прежде всего, изменение отношения людей к своей работе. Каждый работник должен понять: какова его роль в достижении цели библиотеки; каким образом его деятельность влияет на удовлетворенность пользователей и реализацию цели библиотеки; в каких процессах он участвует; в чем измеряется эффективность его работы; что он должен сделать, чтобы эффективность увеличилась.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru