Совершенствование деятельности вузовских библиотек Белгорода

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Совершенствование деятельности вузовских библиотек Белгорода

Страница 5

- Эффективное содействие образовательным и научным программам вуза на основе сотрудничества с пользователями - студентами, преподавателями, научными работниками факультетов, кафедр и других подразделений. Под эффективным содействием здесь понимается, в первую очередь, соответствие коллекций библиотеки потребностям реальных образовательных программ и направлений научно-исследовательской работы в вузе. Эта задача решается на основе анализа содержания курсов дисциплин в составе образовательных программ и анализа доступности рекомендованной в них основной литературы путем обобщения читательского спроса на имеющиеся и, главное, отсутствующие в библиотеке литературу и другие информационные источники.

Предусматривается активное влияние библиотеки на издательскую политику вуза на основе изучения читательского спроса и планов развития научной и образовательной деятельности. Ставится задача своевременного обновления фондов и обеспечения читателей, прежде всего студентов, необходимым количеством экземпляров рекомендованной учебной литературы согласно существующим нормативам обеспеченности.

- Создание благоприятных условий студентам и работникам вуза для эффективной учебы и работы. В решении этой многоплановой задачи велика роль всего коллектива библиотеки. Благоприятные условия - это наличие необходимого ресурсного обеспечения, т.е. достаточного количества мест в читальных залах, тихих зон и зон для групповой работы, широкого спектра предлагаемых библиотечных сервисов и технических средств. Несомненно, важным фактором является также хорошо спланированная работа всех подразделений библиотеки (удобное для читателей время работы, отсутствие очередей и др.) и, наконец, просто приветливое отношение персонала библиотеки к своим читателям.

- Создание современных информационных служб для всех категорий пользователей - от студентов до аспирантов и преподавателей с дифференцированным подходом к их информационному обеспечению. Действительно, современный читатель весьма требователен и подчас избалован благами цивилизации; карточный каталог им зачастую уже не воспринимается, и предоставление удаленного доступа к электронному каталогу - это сегодня необходимый сервис, а не только элемент комфорта.

Следовательно, для решения этой задачи сотрудники библиотеки должны оперативно отслеживать меняющиеся читательские запросы, своевременно модернизировать предлагаемые сервисы, заботиться об опережающем ресурсном обеспечении информационных служб. При этом большая ответственность ложится на руководство библиотек в части проведения мудрой кадровой политики, цель которой — развитие кадрового потенциала библиотек в условиях сохраняющегося дефицита ресурсов, в первую очередь финансовых.

- Информационная поддержка образовательного и научного процессов как через печатную информацию, так и основанную на новых компьютерных и сетевых технологиях. При этом большинство работников библиотек считают, что информация в печатном виде на бумажных носителях будет существовать и использоваться еще достаточно долго.

Задача полного вытеснения этой информации нигде всерьез и не обсуждается. Очевидно, что если технологии обслуживания читателей путем предоставления информации в печатном виде существуют уже не одно столетие, информационная поддержка деятельности человека, в том числе образовательной и научной, на основе компьютерных и сетевых технологий стала возможной относительно недавно.

- Сохранение книг, периодики, ценных «серых» источников, собранных за время существования вуза. Очевидно, что этот тип источников информации — живых свидетелей истории вуза — нецелесообразно заменять электронными копиями. Их использование для библиотечного обслуживания возможно в виде предоставления читателю электронной версии, однако их ценность в исходном, оригинальном виде сомнению не подлежит, а их сохранность должна быть организована в любом солидном образовательном и научном учреждении.

- Региональная, национальная и международная кооперация, преимущества которой очевидны. Это взаимное обогащение через обмен опытом и знаниями, механизм совместного использования дорогостоящих, а иногда и уникальных ресурсов (например, объединенных каталогов библиотечных консорциумов, вузов региона или страны).

Это также способ проведения рациональной экономической политики в мире рыночных отношений с поставщиками информации, инструмент привлечения дополнительного бюджетного и внебюджетного финансирования. Подчеркнем, что планирование и принятие конкретных мер по кооперации усилий и ресурсов требует участия многих вузовских служб и подразделений (ректората, технических компьютерных служб, служб международного сотрудничества, юристов, финансистов, экономистов и др.). Полагаясь только на собственные усилия, библиотека вуза вряд ли многого добьется в этом направлении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя
Еще в 20-х гг. в качестве первостепенных задач коренной революционной перестройки всей системы народного образования В.И. Ленин называл «подбор учителей, внутренние реформы по организации и подбору преподавательского персонала». Качественно новые, несравнимо более сложные задачи, поставленные перед ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru