Совершенствование деятельности вузовских библиотек Белгорода

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Совершенствование деятельности вузовских библиотек Белгорода

Страница 8

В течение продолжительного времени библиотеки вузов, являясь фактически единственным источником информационного обеспечения учебного и научного процессов и имея достаточно средств на комплектование фонда и подписку, удовлетворяли потребности в литературе студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников.

Изменения в экономической и политической сферах в период перестройки не прошли бесследно для вузов и библиотек. Сокращение бюджетного и внебюджетного финансирования в ряде случаев привело к тому, что библиотеки годами не пополняли свои фонды. В то же время появились альтернативные источники получения информационных ресурсов, такие как Интернет и его поисковые системы. Как следствие, читатель стал «отвыкать» от библиотеки, получая в ней литературу для учебного процесса, обращаясь за актуальной информацией к онлайновым источникам.

Произошедшие в последние годы изменения в технологиях предоставления образовательных услуг потребовали нового качества информационного обеспечения.

Основной характеристикой вузовской библиотеки становится не число книг в фондах, а количество и разнообразие источников информации, доступ к которым может предоставить библиотека. Нельзя не учитывать и тот фактор, что присоединение России к Болонскому процессу подразумевает усиление внимания к самостоятельной работе студентов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к комплектованию фондов.

Переход к новым формам обслуживания в основном инициирован стремлением вузов предоставить конкурентоспособные образовательные услуги, что невозможно без совершенствования библиотечно-информационного обслуживания. При этом, из-за отсутствия регламентирующих указаний сверху, каждый вуз и каждая библиотека решает эту задачу исходя из своих возможностей.

Важным элементом управления любой организации или ее структурного подразделения является планирование развития, определение текущей и перспективной финансовой политики. Однако, статус большинства вузовских библиотек таков, что директор, отвечая за качество работы библиотеки в целом и за качество комплектования ее фондов, лишен возможности активно влиять на расходование выделенных библиотеке денежных средств, т. е. реально планировать ее деятельность. С точки зрения взаимодействия библиотеки с другими структурами вуза - это один из наиболее сложных вопросов.

Обеспечение возможности доступа всем обучающимся к разнообразной учебной и научной информации во многом зависит от оптимизации взаимодействия и координации всех направлений деятельности библиотек с подразделениями вузов и внешней средой.

Экономические потрясения, которые претерпело российское общество, в том числе и высшая школа, в течение последнего десятилетия значительно пошатнули имидж вузовских библиотек. Чтобы восстановить имидж библиотек и поднять их значимость в глазах вузовской общественности, коллективы библиотек, в первую очередь, их администрация, должны постоянно совершенствовать свою деятельность.

Чтобы встать на путь позитивных перемен, коллективу необходимо, прежде всего, осознать их необходимость, наметить общую цель, выработать соответствующую программу и реализовать ее на практике. При этом очень важно добиться понимания персоналом миссии библиотеки как в широком смысле (глобальное понимание роли библиотеки в обществе), так и более узком, применительно к конкретной библиотеке.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы сформулировали следующие рекомендации по совершенствованию деятельности вузовских библиотек г. Белгорода.

Во-первых, необходимо принять меры по улучшению финансирования деятельности вузовских библиотек. Одним из вариантов увеличения финансирования, могло бы стать закрепление за библиотеками права на фиксированный процент от внебюджетных средств вузов.

Другим способом получения финансовых ресурсов может быть участие в конкурсах научных грантов и в проектах.

В настоящее время по-прежнему актуально предоставление платных услуг: ксерокопирования, сканирования, доступа в Интернет и др. Во многих вузовских библиотеках эта деятельность требует дальнейшего развития.

Во-вторых, следует уделить внимание планированию развития вузовских библиотек, в том числе формированию миссии, стратегического плана и концепции развития. К общим принципам стратегического планирования развития библиотек мы отнесли такие как:

- Охват всех сторон деятельности библиотеки (комплектование, сервисы, ресурсы, кадровое обеспечение и др.).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru