Формы и методы воспитательной работы с военнослужащими рядового и сержантского состава, поступившими на военную службу по контракту

Новое об образовании » Особенности индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими контрактной службы в подразделении » Формы и методы воспитательной работы с военнослужащими рядового и сержантского состава, поступившими на военную службу по контракту

Страница 3

д) примеры из области литературы, искусства;

е)примеры учебно-служебной деятельности передовых воинов;

ж) личный пример офицеров части, и прежде всего - непосредственного командира.

Личный пример воспитателя обладает большой убедительностью и наглядностью. Поступок, основанный на честности, вызывает чувство уважения и ответственности. А отрицательное качество воспитателя может стать единственной причиной недисциплинированности воспитуемого. Моральный облик офицера не должен расходиться с содержанием истин, которые он внушает своему подчиненному. Если авторитетный командир проповедует коллективизм и требует от подчиненного быть добрее к своим товарищам, а сам не любит людей и ставит свои интересы выше общественных, то такое двуличие вызывает презрение. В процессе индивидуального воспитания важны не только примеры для подражания, но и примеры отталкивающие, отрицательные. Долог путь наставлений, краток путь примера, говорили древние римляне и заставляли своих рабов один раз в год напиваться допьяна, чтобы затем показать их своим детям. Отталкивающее, безобразное зрелище раба, утратившего контроль над собой, было лучшим приемом внушения против пьянства.

Важнейшими условиями успешного применения метода примера в практике индивидуальной воспитательной работы являются:

• создание эмоциональной окрашенности, яркости, заразительности примера, который представляется воинам как образец для подражания; обеспечение высокой личной примерности непосредственного воспитателя, каждодневно воздействующего на воинов;

• совпадение предъявляемого образца в качестве примера с интересом к нему со стороны подчинённых;

• единство в оценке примера, как со стороны командира, так и военнослужащего.

Метод соревнования. Предполагает применение системы педагогических мер, которые развивают у воинов такие профессионально важные, как товарищество, дружбу, взаимопомощь, настойчивость, целеустремленность, соперничество и др. В процессе соревнования друг с другом под педагогическим руководством командиров создаются условия для наиболее полной реализации индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника, успешного формирования и развития их личностных качеств.

Эффективность реализации метода соревнования в индивидуальной воспитательной работе достигается тогда, когда оно осуществляется не формально, а творчески, непрерывно, по конкретным показателям, при строгом определении критериев оценки и контроле за его ходом, с обязательным подведением итогов и наглядным отражением достижений участников. В индивидуальной работе офицеру часто приходится не только поощрять воина, но и критиковать его.

Метод критики находит применение в индивидуальной воспитательной работе тогда, когда требуется принципиальный и объективный анализ отрицательных качеств воспитанника или его поведения. Выступая затем публично или высказываясь в индивидуальной беседе о недостатках и их причинах, командир побуждает воина к улучшению своей деятельности, мобилизует его на устранение своих негативных черт личности или стиля поведения.

Для воспитательного потенциала метода критики командиру необходимо создавать следующие условия:

а) обосновывать критику конкретным негативным фактом поведения или низкими результатами учебно-служебной деятельности;

6) избегать субъективности при оценке поведения или

результата деятельности подчинённого;

в) постепенно наращивать силу критики, соизмерять её с проступком подчиненного;

г) особенно внимательно учитывать индивидуальные особенности того, кто подвергается критике. Но критика должна быть такой, чтобы у солдата не опускались руки, чтобы она способствовала его росту, развитию его личности. Чтобы научиться этому, офицеру нужно знать, какие формы критики бывают, выбирать из них ту, которая окажет наибольшее воздействие на воина.

Рассмотрим следующие формы критики:

♦ безличная критика ("В нашем подразделении есть еще воины, которые проявляют недисциплинированность. Сегодня я не буду называть их фамилии");

♦ критика-похвала ("Вы, товарищ…, оказали помощь своему командиру, но она опоздала"); стимулирующая критика ("Не расстраивайтесь. У вас все еще впереди");

♦ критика-надежда ("Я верю, что вы в следующий раз выполните мою команду быстрее");

♦ критика-сожаление ("Я сожалею, но вынужден отметить, что действовать в этой обстановке нужно было более решительно");

♦ критика-сопереживание ("Я хорошо вас понимаю, но поймите и вы меня. Что же я должен предпринять?");

♦ критика-аналогия ("Когда я был в вашем возрасте, я тоже ошибался");

♦ критика-удивление ("Как? Неужели вы, не выполнили моего распоряжения?");

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru