Краткая характеристика детей экспериментальной группы

Страница 3

а) состояние подвижности органов артикуляции, мимики ребёнка (при недостаточной подвижности ребёнок не сможет модулировать голос);

б) особенности дыхания ребёнка. Тип, глубина (верхне/ средне/ нижне-рёберное, смешанное; нормальной глубины/ поверхностное). Направленность выдыхаемой воздушной струи (ротовая/ носовая/ смешанная). Длительность речевого выдоха (нормальная/ сильно укороченная).

2. Обследование силы и высоты голоса. Возможности модуляции.

3. Исследование тембра (окраски). Тембр – это наиболее сложная индивидуальная характеристика голоса. Изучение тембра начинается с первых слов при знакомстве с ребёнком и продолжается на протяжении всего исследования. Оцениваются следующие показатели:

а) Наличие охриплости или осиплости.

Охриплость – скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения.

Осиплость – неупорядоченные изменения частоты основного тона в сторону повышения.

Определяется на слух по критерию: лёгкая, умеренная, выраженная.

б) Звонкость, звучность голоса. Определяется на слух. Нарушением является выраженный глухой голос.

в) Наличие и степень гиперназализации.

Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом:

бот быт букет бита берет

боты быть бурт бить бейте

и фразы: были у бабы бобы.

При этом выраженность носового оттенка голоса при звукопроизношении оценивается по следующим критериям: слабовыраженный, средне выраженный, сильно выраженный, отсутствует.

г) Наличие назальной эмиссии: отсутствует/беззвучная/слышимая (оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом:

пепел папа попей попал пупы

бабы бобы буба би-би баю-бай

и фразы: у попа папа поп.

Для оценки степени эмиссии при проведении теста к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер. Степень эмиссии определяется по площади запотевания или по воздушному потоку из носа.

4. Исследование звукопроизношения.

Характеристика звукопроизношения проводилась как изолированно, так и в слове. При этом учитывалась степень назализации звуков при произношении, а также отмечались другие дефекты речи. Условные обозначения: N – нормативное произнесение, О – звук отсутствует, МЗ – межзубное произнесение, ПЗ – призубное произнесение, ГГ – губно-губное, ГЗ – губно-зубное, Б – боковое, Гл – глоточные, Н – назализованное, Оу – одноударное, = - замена звука с указанием замещающего звука; НЭ – звук замещён назальной эмиссией; УА – уточнение артикуляции.

5. При обследовании также учитывались: темп и интонационное оформление речи, а так же особенности слухового восприятия ребёнком речи окружающих.

По данным направлениям обследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Сравнивая результаты первичного обследование речи ребенка с его достижениями в результате экспериментального обучения, можно судить об эффективности логопедической работы.

Была разработана трехбалльная система оценки голосовых и речевых дефектов, основанная на анализе степени их тяжести:

- дефект отсутствует – 3 балла,

- дефект слабо выражен – 2 балла,

- дефект сильно выражен – 1 балл.

На третьем этапе - полученные результаты анализировались.

По состоянию психического развития исследуемые дети экспериментальной группы с расщелинами - это дети с нормальным, психическим развитием. У некоторых детей имеют отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением цент нервной системы. Так же у детей наблюдаются повышенная возбудимость и др.

Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. Голос, помимо избыточной открытой назализации, у детей экспериментальной группы является слабым, монотонным, неполетным, глухим, сдавленным.

В процессе исследования были получены определенные результаты в контрольной и экспериментальной группах. Эти результаты представлены в таблицах и диаграммах для наглядности.

Таблица 3 Результаты исследования артикуляционного аппарата и расщелины у детей экспериментальной группы

Маша К.

Саша Ш.

Фарит У.

расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка

1

- расщелины твердого и мягкого неба

1

1

1

расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и неба – одно и двусторонние;

1

подслизистые (субмукозные) расщелины неба;

1

1

высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

1

1

1

недостаточное участие губ при произношении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

1

1

чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

1

1

1

возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

1

1

5

6

7

18

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru