Экологическая культура и образование

Страница 1

В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро, утвердила стратегии устойчивого развития как руководство к действию для всех стран нашей планеты.

Главная идея стратегии устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимоувязанного социально экономического и экологического развития, в рассмотрении про­блем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами. В этом случае создаются предпосылки для обеспече­ния права людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира.

Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изме­нить мировую экономику, демографическую политику, переос­мыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все это часто отождествляют или связывают с эко­логической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.

В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции — восстановление равновесия между потребностями населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием, обучение населения основам общения с внешним миром для гармонизации своей жиз­ни и окружающей среды.

Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась 10 тыс. лет назад, а промышленная (в разных формах) по существу продолжается уже два столетия, то для экологической нам отпущено лишь несколько десятилетий. И здесь на передний план выходят про­блемы культуры и образования.

Культура как способ адаптации и организации жизнедея­тельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от со держания и ориентации она может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от ста­новления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями.

Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономи­ки, стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой нахо­дится человек. Современный образ жизни, ценности, сформиро­вавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подверг­нуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целена­правленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру.

Экологическая культура предстает как новый способ соеди­нения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. В этом смысле экологическая культура является показателем уровня экологического сознания.

Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе взгля­дов, которая строится биосфероцентристски. Это значит, что те­перь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение природной среды его существо­вания. Эта опосредованность вызвана острой практической по­требностью, порожденной новой ролью человека на планете.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

Изучение влияния пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-психологическую адаптированность
Цель практической части заключается в выявлении личностных особенностей у детей с различным уровнем адаптированности, нужды которых пренебрегались родителями. Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи: 1. Выявить особенности адаптации детей, нужды которых пренебрегались со стороны родит ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru