Экологическая культура и образование

Страница 4

Научно-теоретическим основанием экологического образо­вания в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие дисциплины.

Биологическая экология рассматривает условия существова­ния живых организмов и взаимосвязи между организмами и сре­дой, в которой они обитают.

Глобальная экология призвана исследовать влияние на био­сферу антропогенных, космических, геофизических и других воз­действий.

Предметом исследования экологии человека являются со­хранение и улучшение здоровья людей с учетом связей человека с окружающей природной и социальной средой.

Социальная экология изучает систему "природа—общество", перспективы ее развития и гармонизации на различ­ных уровнях — локальном, региональном, глобальном.

Экология среди естественных наук первая начала изучать интересы человека, условия его жизнедеятельности с воз­растающей сложностью: от влияния человеческой деятельности на окружающую среду до оценки эффективности освоения природы и т.д. Экология становится как бы "нормативным естествознани­ем", то есть несет ответственность не только за истинность ре­зультатов, но и за их применение. Этим она отличается от науки классического типа, которая по отношению к человеку нейтраль­на, то есть не объясняет ценности и цели человеческого существо­вания, не гарантирует оптимальной преобразующей деятельности общества. Знания традиционной науки дают возможность создать могучие средства деятельности (современная техника), но не определяют, насколько разумна, оптимальна сама цель деятель­ности.

Экологическое образование включает в себя не только соб- ственно научные знания и представления, оно также дополняется образами искусства и литературы. Интеграция научных знаний и соответствующих художественных образов позволяет преодолеть разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.

В целом в содержании экологического образования можно выделить следующие аспекты:

Научный - обеспечивает развитие познавательного отноше­ния к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и про­изводство в их взаимодействии.

Ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, по и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный - ориентирован на систему норм и правил, предписании и запретов экологического характера, непримири­мость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный - формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся; учит проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять представления о становлении принципиально новых направлений научно-технического прогресса.

В заключение можно сказать, что сегодня необходима еди­ная общегосударственная концепция экологического образования, учитывающая не только соответствующие международные уста­новки и программы, но и специфику образовательных институтов России. Главная педагогическая проблема в данном случае — это определение содержания и объема учебной нагрузки для каждой образовательной структуры в зависимости от ее уровня. Все более существенное значение приобретает также разработка технологии экологического образования, обоснование критериев оценки ре­зультатов обучения.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru