Экологическая культура и образование

Страница 3

Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, кри­тическое отношение к себе, к другим и т.д. Добровольное, сво­бодное соблюдение моральных требований, связанных с отноше­нием к природе, предполагает развитую убежденность в необхо­димости свободного поведения, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Все, кто связан с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природную среду и здоровье людей, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которую следует учиты­вать при назначении их на должность, при аттестации. Лица, не обладающие такой подготовкой, не должны допускаться к работе. Если учесть, что почти любая человеческая деятельность может при нерациональной ее организации быть опасной для окружаю­щей среды, то понятно, что практически каждый нуждается в соответствующей общей экологической подготовке.

В связи с этим международное экологическое движение пе­дагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением совер­шенствования общеобразовательных систем и рекомендует госу­дарствам и правительствам разработать соответствующую поли­тику в области образования в свете глобального экологического кризиса.

Различают экологическое образование и экологизацию си­стемы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое обра­зование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.

Выделяют два основных направления экологического обра­зования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей сре­ды и здоровья людей и приобретение специальных профессио­нальных знаний об общих закономерностях существования при­родных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвя­заны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, за­кономерностей экологии.

Экологизация системы образования — это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принци­пов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологи­чески грамотных специалистов самого различного профиля.

Реально система образования всегда отстает от научных ис­следований. Учитывая междисциплинарную специфику экологи­ческой проблемы, когда решение многих ее проявлений требует междисциплинарного подхода, большой оперативности, такое отставание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образо­вания, одним из главных факторов ее развития.

До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на био­логическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась.

Сейчас очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы "общество-природа".

Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представле­ние о взаимосвязях природы и человека.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru