История становления теории и практики формирования экологической культуры студентов

Новое об образовании » Формирование экологической культуры студентов на примере темы "Меры безопасности при применении пестицидов" » История становления теории и практики формирования экологической культуры студентов

Страница 4

Анализ массива публикаций этого периода показывает, что преобладали публикации об опыте организации охраны природы и экологического образования.

В 1987 году предпринята попытка разработки Программы по подготовке кадров в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в СССР на период до 2005г. В ней поставлены задачи: научить человека принимать оптимальные решения в области природопользования; на основе системы непрерывного экологического образования и воспитания формировать новое экологическое мышление и стиль жизни; обеспечить экологически устойчивое развитие общества и природы.

Вскоре был разработан проект концепции «Образование и подготовка кадров в области охраны окружающей среды», но, к сожалению, организационные и интеллектуальные усилия по подготовке документов не были доведены до логического завершения, а сами проекты не были реализованы. Вместе с тем, изучение документов, несостоявшихся проектов позволяет сделать вывод: порой важные, прогностические проекты государственного регулирования в области экологического образования оказываютсяневостребованными образовательной системой и не имеют научно-педагогической поддержки.

Педагогическая наука и практика управления образованием выработали ряд предложений по «экологической коррекции подго товки кадров и эколого-образовательной политики. Все это нашло отражение в проекте Программы по окружающей среде до 2005г. (аспект экологического образования и воспитания), выполнивший ориентировочную функцию.

В Программе представлено новое понимание цели, и значения экологического образования. Важнейшей целью экологического образования признается формирование экологической культуры, ответственного отношения личности к природе.

Системы экологического образования выстраиваются на основе следующих положений:

1. Формирование ответственного отношения к природе включается в систему целей каждой дисциплины и всех направлений дифференцированного (углубленного, факультативно) обучения. Необходимость этого объясняется тем, что ответственность во всем богатстве социальных и психологических характеристик становится определяющей чертой личности человека социалистической формации. Ответственное отношение к природе складывается из отношения к человеку как природному существу, к своему здоровью и здоровью окружающих как личной и общественной ценности (внутри отношений), к внешней природе как условию жизни, объекту и предмету труда. Отношение к природе связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека и приобретает ответственность в процессе включения по все сферы сознания: научную, идеологическую, художественную, нравственную, правовую, экономическую.

2. В каждой дисциплине, на каждом этапе обучения вводятся темы экологического характера.

Основанием для этого служит концепция глобального характера экологических проблем, которые имеют социально-политические, экономические, естественнонаучные, нравственные аспекты и требуют рассмотрения «в логике человеческой деятельности», а не в логике отдельной дисциплины. Только самостоятельные экологические темы позволят раскрыть в каждом предмете отдельные аспекты экологических проблем с учетом глобального, регионального и местного уровней.

3. На каждом этапе обучения вводятся обобщающие курсы экологического характера.

Содержание, на основе которого формируется ответственное отношение к природе, носит междисциплинарный характер и не сводится к сумме экологических сведений, получаемых при изучении каждого отдельного предмета.

Требуется целостное рассмотрение законов сложных развивающихся системных объектов, которые включают в качестве компонента человека (объекты экологии и биосфера в целом). При этом фундаментальные и прикладные задачи рассматриваются в проблемно ориентированном поиске. Исходными ориентирами изучения «человекоразмерных систем» являются человеческие ценности, представленные в ясном виде.

4. Обозначение в учебном плане обучения практикума по экологии, где деятельность по изучению экологии сочетается с практическим решением экологических проблем.

Становление ответственного отношения к природе как черты личности студента предполагает его активную практическую, а не только теоретическую деятельность по решению и изучению экологических проблем. Трудовая и общественно полезная деятельность способствует приобретению опыта принятия экологических решений; обеспечивает реальный вклад каждого учащегося в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru