Тенденции развития системного подхода в теории воспитания

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Тенденции развития системного подхода в теории воспитания

Страница 3

Идеи об особых свойствах систем, связанных с процессом воспитания, высказанные до конца 1960-х годов, порой страдали разобщенностью, поскольку затруднительно говорить о свойствах, не имея четкого описания системы, к которой они относятся, ее состава и структуры. С началом 1970-х годов данная трудность была преодолена созданием учения о коллективе как системе и системе воспитания, а впоследствии появлением интегрирующего понятия «воспитательная система». Острота вопроса о том, как следует управлять развитием воспитательной системы и на какие параметры ориентироваться, была снята разработкой учения об оптимизации. И, наконец, для системного подхода к концу 1980-х годов была выработана богатая и в значительной мере непротиворечивая терминология, были предложены принципы, по которым реализуется данное методологическое направление, шло постепенное распространение представлений о его универсальности. Этим системный подход в теории воспитания коренным образом отличался от таких методологий, как «систематический метод» П. Ф. Лесгафта или «систематический принцип» С. И. Гессена. Осознание их специфической природы и невозможности разрешения обычными способами содействовало перенесению в теорию воспитания системных представлений и их творческой переработке.

Решения упомянутых выше задач были выработаны до начала

1990-х годов, но, разумеется, тогда были преодолены не все трудности, оставшиеся от прошедших десятилетий. Кроме того, процесс постижения научной истины нередко носит такой характер, что место прежней проблемы занимает новая, нередко не менее сложная для решения. Само описание основных характеристик системного подхода сильно отличалось у разных ученых, например, у Н. В. Кузьминой и Ю. А. Конаржевского; данный факт, как мы считали, затруднял, а отчасти и сейчас затрудняет, организацию процесса воспитания с точки зрения новых представлений о его системном характере. Разрыв между взглядами ученых мог быть преодолен только путем, аналогичным для всякого другого разрыва, то есть сближением систем воспитания, разделенных исторически и пространственно, когда на основании сравнения и анализа мнений можно выработать общую системную стратегию. По замечанию А. Г. Кузнецовой, хотя «к концу 80-х годов ХХ века методология педагогического системного подхода в известной степени сформировалась как логика и программа системно-педагогического исследования результаты системологических поисков периода конца 60-х – 80-х годов ХХ века не были методологически осмыслены и теоретически обобщены на уровне целостной методологической структуры педагогического системного подхода». Системный подход на протяжении 1970-х – 1980-х годов был признан в качестве методологического направления, могущего быть приложенным к любой отрасли педагогики и к любому контингенту воспитанников. По нашему мнению, логично планировался следующий шаг: подобное качество системного подхода (универсальность) должно пониматься также в том смысле, что данное методологическое направление может быть применен и любым воспитателем. О подобном представлении должно свидетельствовать, в первую очередь, распространение непосредственного и опосредованного путей обращения к основным понятиям системного подхода среди воспитателей и особенно среди руководителей учреждений, где проведение воспитательной работы заявлено в качестве цели. Уже концепция В. А. Караковского, предусматривающая значительную свободу в реализации операционнно-деятельностного и содержательного компонентов, создавала для этого благодатную почву. И нужно заметить также следующее: изучение воспитательных систем как динамических образований в 1980-е годы шло преимущественно путем рассмотрения их направленного развития, когда оно задается воспитателем извне. Вопрос о ненаправленных изменениях воспитательных систем остался открытым, поскольку, как мы считаем, ни Ю. К. Бабанский, ни М. М. Поташник, разработавшие учение об оптимизации в теории воспитания, не акцентировали внимания на данной проблеме.

Основываясь на сказанном, можно было предположить, что в дальнейшем развитие системного подхода в теории воспитания будет характеризоваться следующими чертами:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru