Тенденции развития системного подхода в теории воспитания

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Тенденции развития системного подхода в теории воспитания

Страница 7

Вслед за отработкой функционирования в развитии системного подхода в теории воспитания должно начаться старение или кризис. Это утверждение, на наш взгляд, является логичным, если обратиться к предыдущей тенденции и воспользоваться принципом аналогии. При этом более вероятным нам представляется первый из названных вариантов развития, то есть старение.

Вышеупомянутые особенности развития системного подхода в теории воспитания можно представить в виде таблицы 3.

Таблица 3.

Ход развития системного подхода в теории воспитания

Вре-мен-ные рамки этапа

Краткая характеристика

Педагоги, специализирую-щиеся в теории воспитания

XVII – сер. ХХ века

Накопление представлений о вос-питании как о системном процессе. Первые попытки построить модель системы, где совершается воспитание, назвать особые свойства такой системы и построить методологию, основанную на данном понятии.

Я. Коменский,

А. Дистервег,

И. Ф. Гербарт, А. С. Макаренко, П. П. Блонский

 

1970-е – 1980-е годы

Развитие системного подхода в теории воспитания в ранге отдельного методологического направления как преодоление разрыва между различ-ными уровнями его реализации (отработка структуры).

Б. З. Вульфов, Л. И. Новикова,

В. А. Караковский,

В. С. Ильин, Ю. А. Конаржевский,

З. Хелус

 

1990-е – 2000-е годы (не завер-шен)

Развитие системного подхода в теории воспитания как зрелого методологического направления с реализацией его интегрирующего потенциала и признанием его универсальности и ограниченности (отработка функционирования).

М. И. Рожков,

Н. Л. Селиванова,

Л. И. Новикова,

В. А. Караковский,

Е. Н. Степанов,

А. М. Сидоркин

 

В заключение можно сказать следующее: развитие системного подхода в теории воспитания складывалось из множества тенденций, как взаимодополняющих, так в значительной мере и противоположных. Однако их взаимодействие происходило таким образом, что вело к решению задач, связанных с отработкой структуры и отработкой функционирования системного подхода, причем второй из упомянутых процессов еще нельзя назвать доведенным до конца. Направленность на решение данных задач и задавало две главные тенденции развития системного подхода. В будущем не исключено появление новых тенденций, в том числе связанных со сменой линий и форм развития. Их появление будет находиться в тесной зависимости от внимания педагогов к вопросам научной организации воспитательного процесса как целостного явления. Проведенное исследование позволяет с большой долей вероятности говорить, что данное внимание будет сохраняться, пока существует теория воспитания как отрасль педагогики.

1. Развитие системного подхода как отдельного методологического направления в теории воспитания, начавшееся с 1970-х годов, имеет предпосылки в виде достижений предшествующих эпох, связанных с постепенным установлением взгляда на воспитание как процесс, который должен быть целостно организован. К числу таких предпосылок относятся:

- построение моделей систем, связанных с процессом воспитания;

- выделение в воспитательной деятельности противоречий, которые, по своей сути, являются противоречиями системного подхода;

- признание изменчивости систем, где идет воспитательный процесс;

- становление взгляда на систему, связанную с воспитанием, как особый объект изучения с уникальными свойствами;

- попытки построить педагогическую методологию, где бы понятие «система» выходило на первый план.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

Экспериментальное исследование проблемы этической защиты педагога
В данной части исследования перед нами стояла задача изучения способности к саморегуляции педагогов как внутреннего психологического механизма этической защиты. Базой экспериментального исследования стал новокузнецкий институт повышения квалификации. В эксперименте принимали участие педагоги в коли ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru