Доказательство ценности народной игровой культуры, как педагогического явления

Страница 10

Опытно-экспериментальная работа показывает, что традиционная игра с успехом может обогатить современное пространство школьного образования. Результаты анкетирования, беседы с учащимися, учителями и родителями экспериментальных и контрольных классов также подтвердили эффективность использованных педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента школьники приобрели опыт игрового взаимодействия в школе и вне ее, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, улучшилось эмоциональное состояние классных коллективов.

Нельзя не отметить того факта, что в современных условиях полное воспроизведение опыта прошлого невозможно. Однако необходимо при адаптации народных игр к реалиям настоящего времени сохранить главную идейную и функциональную стороны игровой практики, т.е. есть необходимость не простого воспроизведения отдельных игр, а создания целого ряда социально-педагогических условий по погружению в культурно-историческую среду, отмеченных выше. Кроме того, необходимо создание атмосферы доверия и положительного эмоционального фона игры для раскрепощения и самораскрытия личностных качеств ребенка, включение в игру предметов старины или их копий. Это ценнейшее пространство обеспечивает всестороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе личностного, развития.

В процессе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования получила свое полное подтверждение: народные игры являются эффективным средством развития социально-нравственных качеств, если они органично включены в воспитательный процесс не в качестве уединенного средства, а как один из системных компонентов возрождаемых и развиваемых школой народных традиций; если учитываются определенные нами педагогические условия, способствующие социально-нравственному воспитанию детей; если оптимально используется творческий потенциал каждого педагога и воспитательного коллектива.

В соответствии с поставленными задачами в работе подобрана, изучена и проанализирована научная литература по данной теме. Имеется достаточно обширный материал, посвященный проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста, но в то же время недостаточно литературы, раскрывающей особенности и возможности народной игры для формирования данных навыков.

Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развить установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. А ведь этому можно научиться.

Автор работы обращает внимание на то, что умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте и применяя верные методы.

В работе перечислены основные навыки общения, которые представляется возможным освоить детям дошкольного возраста. Сделан акцент на том, что в системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития детей активно используется наследие народной педагогики, в том числе народные игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста.

Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения.

Задачи развития речи и формирования навыков общения реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада. Автором были проанализированы такие программы как «Детство», «Истоки», «Радуга». Во всех проанализированных программах есть свои особенности, но в каждой речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru