Системный подход: основные понятия и принципы реализации

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Системный подход: основные понятия и принципы реализации

Страница 1

Системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, которое в настоящее время широко применяется во многих странах и отраслях науки. Его универсальность подчеркивается следующим положением: «Науки нет и не может быть без логически доказанных, экспериментально проверенных, системных знаний об объективных закономерностях». Популярность данной установки едва ли можно оспаривать. Обычно считается, что системный подход как отдельное направление возник в эпоху третьей научной революции, которая приходится на начало ХХ века. Методологическими предпосылками появления системного подхода, по мнению Э. Г. Юдина, явились рост роли синтеза и роли сравнительно-типологических исследований.

«Рост роли синтеза», разумеется, не следует понимать в том смысле, что синтез противопоставлялся анализу как единственно пригодный способ познания действительности. Речь идет об изменении соотносительной важности данных понятий, когда на смену склонности к раздроблению объекта исследования на отдельные элементы и их изучению «порознь», характерной для так называемой аналитической парадигмы, должна была прийти склонность к рассмотрению объекта в целом, с учетом связи между его составными частями. Первоначально новый взгляд был направлен на объекты, изучаемые естественными науками, преимущественно биологические и технические. Здесь можно вспомнить, что Людвиг фон Берталанфи, которому обыкновенно отдают первенство в обосновании теории систем, был биологом по роду занятий, а О. Г. Прикот прямо называл системный подход технологической парадигмой. Однако вторая предпосылка (рост роли сравнительно-типологических исследований) предполагала перенесение подобных представлений и на гуманитарные науки, что и произошло в действительности. Это, однако, еще не означает одинаковой степени распространения системного подхода в различных дисциплинах, традиционно относимых к гуманитарным. В педагогике, как нам кажется, развитие системного подхода не имеет столь высокого темпа, как в психологии, филологии, менеджменте. В Советском энциклопедическом словаре среди наук, использующих системный подход, педагогика вообще не упомянута. В весьма солидном и авторитетном издании «Педагогический энциклопедический словарь», вышедшем в 2002 году, статья «Системный подход» также отсутствует . Хотя за двадцать лет многое изменилось, ряд проблем, связанных с обеспечением системности воспитания, еще ждет своего решения. Однако прежде чем описывать особенности системного подхода в педагогике вообще и теории воспитания в частности, необходимо определиться с тем, что такое системный подход.

Как и в любом научном направлении, в системном подходе можно вычленить ряд понятий. Их классификаций на настоящий момент существует довольно много; для реализации наших задач наиболее адекватной представляется схема, предложенная О. Ланге и доработанная Э. Г. Юдиным. Согласно этой схеме, можно выделить две группы понятий системного подхода. К первой группе относятся следующие:

- действующий элемент;

- связи;

- система;

- структура.

Ко второй группе принадлежат такие понятия, как:

- входы и выходы;

- равновесие;

- стабильность;

- саморегуляция.

Нам необходимо рассмотреть каждое из этих понятий. Мы полагаем, что будет допустимым и обоснованным отклониться от того порядка, в котором данные понятия приведены в тексте монографии, и рассмотреть вначале термин «система».

Система. Определений понятия «система» в научном обиходе существует множество (только В. Н. Садовский предлагает их около сорока). Согласно наиболее распространенному определению, которое, например, О. В. Чукаев предлагает для использования в педагогических исследованиях, система – это совокупность элементов и их взаимосвязей, образующих некоторую, способную к функционированию целостность. А. И. Уемов, стремясь к более точной формулировке, указывал, что выделение системы как особого объекта приобретает смысл, только если вместе с данным понятием определены три других:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

Общие объемы водопотребления
Объем мирового потребления пресной воды за последнее столетие увеличился на порядок, причем наибольший рост приходится на последнюю четверть столетия. В настоящее время ежегодное мировое потребление пресной воды составляет 5-6 тыс. км3, или более 10 % ресурсов пресной воды на Земле. В Российской Фе ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru