Системный подход: основные понятия и принципы реализации

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Системный подход: основные понятия и принципы реализации

Страница 4

Железнодорожная сеть относится к структурам, складывающимся, как правило, на протяжении десятилетий, и подобные структуры конкретный исследователь обычно принимает как данность, а не как объект приложения собственных сил. Однако часто бывает, что в становлении структуры решающую роль играют усилия конкретного человека, направленные на изучение какого-либо объекта или улучшение его работы. Считается, что решению упомянутых задач способствуют не все такие структуры, а лишь обладающие некоторым набором свойств. А. Г. Кузнецова, обобщая результаты исследований таких ученых, как В. Н. Садовский, Ю. А. Конаржевский, Э. Г. Юдин, сформулировала следующие свойства: целостность, минимум, иерархичность, сопоставимость, полнота состава.

Все четыре понятия, рассмотренные ранее (система, элемент, связи и структура), имеют нечто общее: они относятся к системе как таковой, без учета ее взаимодействия с окружающей средой, другими системами. Поэтому далее нам необходимо рассмотреть вторую группу понятий, касающихся такого взаимодействия.

Входы и выходы. Под данным понятием подразумевается обмен элементами между системами, причем элементы могут иметь вещественную или невещественную природу (скажем, информация). Если система не обменивается с окружающей средой ни вещественными, ни невещественными элементами, она называется изолированной (такие системы представляют собой абстракцию). Если обмена веществом не происходит, но невещественные элементы участвуют в обмене, система именуется закрытой. В том случае, когда идет обмен всеми типами элементов, система является открытой.

Общеобразовательная школа есть открытая система: ее вещественными элементами являются дети, сотрудники, учебные пособия, которые меняются, а невещественными – информация, поступающая из других учебных заведений и от общества. При этом те элементы, которые система получает из внешней среды, называются входом, а элементы, которые система отдает среде, носят название выхода. Некоторые ученые употребляют, по примеру Н. Винера, альтернативные понятия: ввод (input) и вывод (output), а также импорт и экспорт . Как на входе, так и на выходе могут существовать элементы разной природы и ранга, это можно проиллюстрировать схемой Ф. Кумбса для системы образования страны. По мнению, Ф. Кумбса, вход системы образования включает четыре компонента: учащиеся и научные работники из-за рубежа; собственные учащиеся и научные работники, вернувшиеся домой после учебы за границей; иностранные специалисты, приезжающие оказать помощь; усваиваемые знания, техника и культура.

Выход, по сути, является зеркальным отражением входа: иностранные учащиеся и научные работники, едущие домой; собственные учащиеся и научные работники, устремляющиеся за рубеж; собственные специалисты, покидающие страну с целью оказания помощи другой; знания, техника и наука, перенимаемые другими странами.

Однако не во всех случаях возможно столь же четко определить вход и выход системы. К. Шрей-Ниеменмаа и Ю. Хеллман указывают, что среди педагогов и специалистов по управлению нет единого мнения, что считать выходом образовательного учреждения. Согласно одной трактовке, выходом являются выпускники (тогда потребляющая система – общество), согласно другой – знания, умения и ценностная ориентация (тогда воспринимающая система – сами учащиеся). К. Шрей-Ниеменмаа и Ю. Хеллман придерживаются последней точки зрения.

Процесс получения выхода называется функцией системы. Так как выход включает много элементов, функций также может быть много, но все они обладают определенными качествами. Б. Н. Большакова и Л. Н. Кравченко выделили из них три важнейших:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru