Системный подход: основные понятия и принципы реализации

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Системный подход: основные понятия и принципы реализации

Страница 5

- соотносительная важность;

- развертываемость (конкретизация);

- соподчиненность.

Рассмотрев схему Ф. Кумбса, убедимся в том, что эти качества действительно существуют. Информация образовательного характера, перетекающая из одной страны в другую, имеет разную ценность, особенно с позиции настоящего момента; она носит конкретный характер, так как после учебы возвращаются конкретные люди; усваивание чужих достижений и использование зарубежных кадров происходит не единовременно, а с учетом нужды в них.

Равновесие. Данным термином называется явление, когда на выходе системы мы получаем одно и то же значение или значения разные, но лежащие в пределах некоего интервала, границы которого можно задать конечными числами. Это дает возможность установить статистическую закономерность, которой подчиняется выход, что может потребоваться для решения ряда практических задач.

Выше мы упоминали, что изолированных систем в чистом виде не бывает, следовательно, на любую систему можно воздействовать таким образом, чтобы значения на выходе удовлетворяли нас в большей степени, чем раньше. Изменение системы может вести и к ухудшению выходных данных. В обоих случаях подобное явление называется смещением равновесия. Оно возникает при многих процессах, в качестве примеров которых Ю. К. Бабанский называл рационализацию и оптимизацию. Различие между ними заключается в количестве элементов, для которых смещается равновесие. Для оптимизации данное число максимально. Если мы рассматриваем любое производство, в понятие оптимизации входит и сокращение финансовых расходов, и повышение качества, и снижение уровня брака. Т. А. Ильина определяет оптимизацию как степень соответствия организационной стороны системы тем целям, ради которых система создана [66]. Рационализация имеет более узкую область охвата и направлена на смещение равновесия в выгодную сторону для определенного числа элементов, известных нам; все прочие признаются на данный момент не столь существенными. В одной фразе вышеупомянутое различие определил Т. Котарбиньский: «В отношении метода, техники, способа подхода к делу можно поступать более экономно и более производительно или менее экономно и менее производительно».

Аналогичным образом, с тем только различием, что непосредственно рассматривались проблемы школы, высказывался В. М. Полонский: «Наиболее эффективный результат будет в том случае, когда путь обучения и его условия будут оптимальными». В то же время понятия «оптимизация» и «оптимальность» не являются синонимами: если есть результативность (то есть хорошие показатели выхода), но нет учета времени и (или) материальных затрат, то, по словам Ю. К. Бабанского, можно говорить о разных уровнях оптимизации.

Стабильность. Под этим термином подразумевается сохранение системных свойств во времени. Подобно равновесию, стабильность является динамической величиной и, в отличие от него, относится больше не к системе как объекту реального мира, а к системе как объекту мира понятийного. М. И. Круглов выделял четыре процесса, происходящих в системе:

- развитие;

- сохранение;

- деградация;

- восстановление.

Три последних процесса определяют существование системы во времени, причем сохранение есть не что иное, как равновесие восстановления и деградации, то есть возврата к предыдущим характеристикам и постепенного исчезновения системы с утратой структуры. Именно в случае последнего можно говорить о том, что система была нестабильной. Развитие подразумевает изменение выходных данных с течением времени, и сохранение является его непременным условием. Оно осуществляется от одного равновесия к другому и, таким образом, представляет собою функцию стабильности во времени. По сути, той же функцией являются и остальные три процесса, но деградация отлична по знаку, восстановление – по абсолютной величине, а сохранение суть функция постоянная. При этом наблюдается одна из важнейших закономерностей функционирования систем: непременным условием оптимизации является стабильность, то есть к равновесию можно прийти только от равновесия. В качестве примера приведем реформы в государстве, которые могут состояться лишь при наличии власти и определенной законности. Нужно подчеркнуть, что понятия «стабильность» и «неизменность во времени» синонимами не являются. Система, по мнению Г. Я. Портнова и А. И. Уемова, может перейти от одного стабильного состояния к другому, даже если ее структура претерпела качественные изменения. В таком случае возможно говорить о возникновении новой системы, но если системные свойства как таковые сохранились, нет причин говорить об отсутствии стабильности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru