Системный подход: основные понятия и принципы реализации

Новое об образовании » Развитие системного подхода в теории воспитания » Системный подход: основные понятия и принципы реализации

Страница 3

Так как обязательное условие включения чего-либо в систему на правах элемента подразумевает взаимодействие с остальными частями системы, то, как только элемент будет изъят из системы, он перестает быть элементом, по мнению А. А. Малиновского, элемент вне системы не существует . Бытовой пример: кирпич обладает длиной, но длина кирпича без него самого немыслима. Обращаясь к социальному аспекту, мы можем назвать системой государство, а ее элементами - граждан, и бесспорным является, что гражданин без государства исчезает. Не следует понимать излишне прямолинейно и представлять себе гибель индивидуума: он остается жить, но без государства перестает быть гражданином.

Связи. Это следующее понятие в схеме О. Ланге. Под связью понимается любое взаимодействие элемента системы с другим элементом или системой в целом. Однако связи не делят по элементам, с которыми они связаны, поскольку последних может быть бесконечно много. Существуют многочисленные принципы классификации: в философии связи различаются по формам детерминизма (однозначные, вероятностные и корреляционные), по силе (жесткие и корпускулярные), по предмету связи (перенос вещества, энергии или информации). Однако для теории систем, в частности, для ее приложения в гуманитарных науках, гораздо более важной является классификация по направлению связи и по тому, элементы какого ранга объединяет данная связь. Согласно первому принципу, существуют:

- положительная прямая связь;

- положительная обратная связь;

- отрицательная прямая связь;

- отрицательная обратная связь.

Согласно второму типу, имеются:

- горизонтальная связь;

- вертикальная связь.

Прямые и обратные связи отличаются друг от друга тем и только тем, что прямая связь признается первичной, а подсистема, осуществляющая ее, – управляющей. Присутствие только ее одновременно с отсутствием обратной связи подразумевает наличие воздействующего субъекта и объекта, который подвергается воздействию. Именно такая связь существует между человеком-оператором и распределительным устройством, которым человек управляет: нажатие кнопок вызывает однозначную реакцию машины. В данном случае обратная связь появляется при поломке устройства: оператор вынужден искать неполадку самостоятельно или обращаться к технику. При этом обратная связь является отрицательной: человек стремится ослабить внешнее воздействие, то есть добиться возврата к предыдущему положению. Подобного рода связи встречаются в природе очень часто и называются принципом Ле-Шателье, который охватывает огромное число разнообразных явлений. Связь, ведущая к усилению внешнего воздействия, является положительной обратной. В разбираемой нами ситуации она может проявиться лишь с малой вероятностью: человек в ярости разбил механизм.

Горизонтальные и вертикальные связи различаются положением в системе тех элементов, которые ими соединены, как уже было сказано. Если ранг элементов один и тот же, связь называется горизонтальной, если ранги различаются, то связь вертикальная. Именно последний тип связи мы наблюдали чуть выше, на примере взаимодействия «человек – машина». Вертикальной связью может быть и связь «человек – человек», если эти люди неравнозначны по своему служебному положению. В школе подобная связь наблюдается между учителем и учеником. Одновременно имеющиеся горизонтальные связи соединяют ученика с другими школьниками.

Структура. Четвертым понятием первой группы, выделенной О. Ланге, является структура, то есть комплекс взаимного расположения элементов системы и связей, существующих между ними. Система и структура, по мнению М. С. Кагана, есть равномасштабные понятия, так как не существует бесструктурных систем и внесистемных структур. Именно структура обеспечивает целостность системы, ее обособленность и отличие от других, то есть качественную определенность; одновременно данное понятие позволяет разграничивать системы. Так, некий образовательный процесс может происходить в разных точках планеты по аналогичной схеме или же различаться в одном и том же учреждении, что может быть обусловлено различиями в уровне подготовки учителей. В том и в другом случаях правомерно говорить, что мы имеем дело с разными системами. Основываясь на представлениях о структуре систем, А. А. Богданов делил их на две большие группы: централистские с преобладанием эгрессии (вертикальных связей) и скелетные с преобладанием дегрессии (горизонтальных связей). В других трудах те же типы систем названы соответственно жесткими и дискретными. Простейший пример таких систем – конфигурация железнодорожной сети во Франции и в Германии соответственно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru