Понятие субъектной активности в психолого-педагогической литературе

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников » Понятие субъектной активности в психолого-педагогической литературе

Страница 1

В отечественной психологии С.Л.Рубинштейн одним из первых ввел понятие «субъект». Он разрабатывал философскую концепцию субъекта, который характеризуется им как совокупность таких качеств как активность, развитие и саморазвитие, способность сознательно действовать и изменять действительность, осуществлять самоопределение и самоидентификацию. Особенность этой концепции субъекта заключается в том, что он не свел его только к субъекту познания и даже к субъекту деятельности, но рассмотрел его как субъекта разнообразных, многообразных отношений к миру. Субъект выражает самого себя, свою «логику».

На первый план, в связи с этим, выступила необходимость выделения параметров и характеристик субъекта. Многие отечественные научные школы, так или иначе, имеют опыт исследования субъекта, как всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, в неразрывном единстве всех его природных, социальных, индивидуальных качеств. Это концепция жизненного пути личности Б.Г.Ананьева, его исследования человека как системы индивидных, личностных, индивидуальных и субъектных характеристик.В теории А.Н.Леонтьева личность рассматривается, прежде всего, в качестве деятеля, субъекта предметно-практической деятельности. В.Т.Кудрявцев и Г.К.Уразалиева понимают субъекта (ребенка) как автора деятельности, включенного в психическую общность с другим человеком (взрослым). В логике концепции Рубинштейна А.Н.Славская объясняет субъекта и субъективное через интерпретацию. Е.В.Улыбина рассматривает субъектность сквозь призму психологии обыденного сознания.

Анализ литературных источников показывает, что на первый план вышла проблема субъекта и субъектной активности. При этом субъект определяется как человек на высшем уровне деятельности, общения, целостности, автономности. Однако, по справедливому замечанию А.В. Брушлинского, традиционное психологическое понимание природы субъекта часто связано лишь с отношением человека к себе (и другим) как к деятелю, как инициатору и источнику определенных видов предметной деятельности. При этом отношение субъекта к собственным психическим процессам, свойствам, переживаниям, состояниям оставалось до настоящего времени вне основного поля внимания ученых.

Например, понятие активности первоначально употреблялось К.А. Абульхановой-Славской для обозначения личностного уровня, качества и способа осуществления деятельности. Впоследствии понятие активности было определено ею как целостный и ценностный способ самоосуществления личности, при котором обеспечивается или сохраняется её субъектность. Так исследователи пришли к необходимости введения понятия «субъектная активность». По мнению А.К. Осницкого субъектной является такая активность, которую человек развивает как автор своих усилий, определяя для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении сформулированных целей. Но при таком определении субъектная активность индивида, направленная на развитие психических образований, подменяется деятельностью. В своей работе мы придерживаемся мнения В.О. Татенко, который признает субъектную активность индивида в качестве единственной детерминанты саморазвития внутреннего мира. То есть активность, присущая субъекту, не только реализуется им в результате его деятельности, но и в нем самом, преобразующем себя в ней. Таким образом, субъектная активность – это творение человеком самого себя.

Исходя из изложенного выше, субъектная активность может быть определена как сложное многокомпонентное психологическое образование, характеризующее присущий личности способ самоактуализации, при котором достигается (или нет) её качество как целостного, автономного, саморазвивающегося субъекта.

Важным нам представляется вывод, сделанный Л.Ф. Алексеевой: какими бы путями не происходило развитие активности, достижение её высших уровней связано с мотивами самоактуализации и механизмами саморегуляции личности в процессе деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru