Понятие субъектной активности в психолого-педагогической литературе

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников » Понятие субъектной активности в психолого-педагогической литературе

Страница 3

При разграничении понятий "субъект" и "личность", нельзя не согласиться с А.К. Осницким ,что активность, будучи субъектной, может и не быть личностной, если ее направленность, мотивация и потребности ориентированы только лишь на самого себя, на собственные интересы.

Рассматривая понятие ''активность субъекта'', остановимся на определении понятия ''субъект''. Классическое определение субъекта мы находим у Гегеля: "Мышление, представляемое как субъект, есть мыслящее существо; простым выражением для обозначения существующего субъекта как мыслящего служит ''я''. Под этой философской категорией понимается человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности в качестве источника активности, направленного на объект.

Вторая часть понятия ''субъектная активность'' - это''субъектность''. Термин ''субъектность'' стал все чаще использоваться в психологической литературе. Субъектность позволяет представить человека как сценариста своих действий, которому присущи целеустремленность, четкие ценностные ориентации, направленность на самосовершенствование и саморазвитие. Выраженность субъектности обнаруживается при определенной степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом активности (чаще деятельности), в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни.

В педагогике наметился новый подход к пониманию субъектной активности. Суть его сводится к тому, что учащийся рассматривается как носитель индивидуального, субъектного опыта, стремящийся к раскрытию собственного потенциала и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие педагогические условия.

Субъектная активность - это видо-родовое философское понятие, в котором сконцентрировано все концептуальное богатство реализации субъектом своей сущности. Понятие "субъективная активность" более узкое, поскольку акцентирует лишь те аспекты субъектной активности, которые связаны с сознательно-мотивационной деятельностью субъекта (т.е. прежде всего интенции, мотивы, цели субъектной деятельности), оставляя при этом в тени иные, связанные с объективными аспектами субъектной деятельности моменты деятельностного процесса (объективные предпосылки деятельности, ее логическая структура, социальные и природные факторы деятельности, ее предметное содержание, объективный результат).

До сих пор нет общепризнанного определения субъектной активности. Так, например, А.К. Осницкий под субъектной активностью понимает активность, которую человек развивает как автор своих усилий. Эта активность обеспечивает человеку относительную независимость как от сил природы, так и от противоречивых социальных требований.

Субъектная активность представляет из себя системное единство двух диалектически взаимосвязанных моментов: субъективного и объективного. Она может быть полноценной и адекватной лишь тогда, когда эти моменты гибко и органично дополняют друг друга. Если же, напротив, один из моментов - субъективная сторона субъектной активности - оказывается гипертрофированной за счет объективной стороны (например, школьник ставит перед собой нереалистические цели самообразовательной деятельности, либо его образовательный идеал не подкреплен соответствующими самообразовательными технологиями и т.д.), то возникает опасность ''превращения'' (''вырождения'') субъективной стороны субъектной активности в свою крайность - субъективизм (волюнтаризм, интеллектуальный авантюризм). Следовательно, необходимо предостеречь от опасности образовательного авантюризма как гипертрофированного здорового начала, а именно ''романтизма'' самообразовательного процесса, чтобы студент не впал ни в одну крайность, ни в другую.

Таким образом, многие исследователи, так или иначе, затрагивая понятие субъекта, независимо друг от друга пересекаются в определении некоторых характеристик субъекта. Это, прежде всего активность субъекта, преодоление границ идентификации, стереотипов. Другой критерий выделяют исследователи – авторство, авторство, как своей деятельности, так и самого себя, своей культуры, своей логики, своей концепции бытия. Критерий динамического существования субъекта, его самодвижение и развитие, «пульсация». Выделение способности к рефлексии, открытию своего «Я», открытие себя и своей автономности через других, во взаимодействии с другими. Субъект немыслим без самовыражения, самотворчества, и соответственно проявлений этого во взаимодействии с окружением через креативный потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

Тенденции развития системного подхода в теории воспитания
В предыдущих разделах монографии мы рассмотрели, как именно происходило изменение системного подхода в теории воспитания. В настоящем параграфе мы подведем естественный итог сказанного, то есть определим тенденции, о которых можно говорить при анализе исторического развития системного подхода в сфе ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru