Понятие субъектной активности в психолого-педагогической литературе

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников » Понятие субъектной активности в психолого-педагогической литературе

Страница 4

Целостность субъекта означает, прежде всего, единство, интегральность его деятельности и вообще всех видов его активности. Таким образом, необходимо исследовать целостную активность субъекта на различных возрастных этапах, в той сфере деятельности или деятельностях, которые существенны, важны, прежде всего, самому субъекту активности. На каждом возрастном этапе развития есть присущие только этому возрасту ведущий тип деятельности и специфика целостной активности, которая является некоторой совокупностью конкретных видов активности. Мы исходили из того, что множество видов активности в различных видах деятельности наверное увеличивает представления о специфике того или иного вида активности, и это множество может быть огромным. Мы считаем продуктивнее исследовать субъектную, целостную активность, как некое интегральное абстрактное понятие, которое характеризует меру взаимодействия и самосуществования и самоосуществления субъекта не в конкретном виде деятельности, а в целом на определенном возрастном этапе.

Поэтому при исследовании встают вопросы о том, возможна ли интегративная характеристика субъекта и каким образом возможно диагностировать, эмпирически определять субъекта, его целостную активность.

Таким образом, целями работы явились следующие: теоретическое определение субъектной активности, изучение структуры субъектной активности, определение параметров, характеризующих различные аспекты субъектной активности, изучение взаимосвязей между компонентами субъектной активности. В данной работе эмпирическую проверку проходила гипотеза о наличии и взаимосвязи компонентов субъектной активности старших подростков.

Реализация поставленных целей и задач была осуществлена в выборке старших подростков. Для изучения отдельных аспектов субъектной активности использовались методики, определяющие волевую, умственную, учебную, коммуникативную активность, а также активность во внеучебное время и деструктивную активность.

Наличие таких взаимосвязей возможно косвенно подтверждает наше предположение о том, что совокупность различных видов активности может представлять собой некий симптомокомплекс субъектной целостной активности. Однако эти данные нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

Субъектную активность можно определить как некое интегральное образование, которое характеризует способ существования и форму взаимодействия, самосуществования и самоосуществления субъекта, выступающая как основа для раскрытия потенциала субъекта на определенном возрастном этапе.

Под активностью субъекта понимается качественно-количественная мера взаимодействия субъекта в определенной сфере деятельности, сфере существования субъекта, с определенными требованиями этой сферы, ее целями, способами, предметностью.

Данные первого этапа исследования показывают, что к целостной субъектной активности относятся характеристики: коммуникативная, умственная, учебная активность, волевая саморегуляция, склонность к самопоразрушающему, деструктивному поведению. Пилотажное исследование показало, что необходимо в дальнейшем конкретизировать параметры субъектной активности, ее структуру и возможно определить некий интегральный показатель субъектной активности с целью выявления уровня субъектной активности.

На основе разработанной А.И. Крупновым модели активност состоящей из трех компонентов (мотивационно-смыслового, операционально-динамического, продуктивно-результативного) мы предлагаем следующую структуру субъектной активности:

- Результативный компонент являет собой достижение индивидом определенного уровня самоактуализации как всестороннего и непрерывного развития творческого и духовного потенциала человека .

- Мотивационный компонент представляет собой самоотношение как специфическую активность субъекта в адрес своего «Я»; основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации .

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

Методика контрольного этапа эксперимента и анализ полученных результатов
Цель данного этапа: определить эффективность формирующего этапа опытно — экспериментальной работы. На этом этапе опытно — экспериментальной работы решались следующие задачи: 1. Выявить уровень сформированности орфографического самоконтроля учащихся контрольного и экспериментального классов на конец ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru