Понятие субъектной активности в психолого-педагогической литературе

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников » Понятие субъектной активности в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Теоретический анализ понятия "субъектная активность" в философии, психологии, социологии и педагогике показал, что концептуальными референтами в определении этого понятия выступают философские категории: субъект, самосознание, сознательная деятельность, активность, самодетерминация. Перечень этих категорий подтверждает, что субъектная активность является стержнем структуры личности, одним из ее базовых компонентов. Личность не будет личностью в полном смысле этой категории, если из ее структуры изъять активность: исчезнет стремление к деятельности, поведение будет пассивным, пропадет мотив к самосовершенствованию, самообразованию. Пассивный человек не сможет управлять коллективом, не примет вовремя адекватных ситуации решений, не будет иметь стимулов к самосовершенствованию.

Таким образом, рассматривая активность как форму деятельности, мы апеллируем к методологии деятельностного подхода. В понимании активности мы принимаем позицию А.Г. Асмолова и придерживаемся традиционного подхода, в котором исследуется "зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта". Одной из важнейших особенностей проявления активности субъекта, как считает А.Г. Асмолов, является предвосхищение вероятного и потребного будущего.

Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Активность личности существенно зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств.

Активность, согласно Психологическому словарю – это «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно-значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования…».

Современные исследователи в области педагогики пытаются ответить на вопрос, как активизировать учебную деятельность старшего школьника, в каких условиях он может актуализировать свою активность. Видные философы, психологи и педагоги с давних времен успешно занимались проблемой активности человека. Проблема формирования субъектной активности, развиваемой самим субъектом, проявляемой в деятельности, стала предметом пристального изучения современных ученых и практиков.

Субъектная активность - сложное понятие, включающее понятия ''субъектность'' и ''активность'', поэтому сначала мы остановимся на характеристике активности с целью более точного понимания этого феномена. Понятие "активность" традиционно рассматривают как отношение к деятельности, к окружающему миру. В современных психолого-педагогических исследованиях вопросы "активности человека, его интенциональности, возможности духовного развития" приобретают все большее значение.

Активность субъекта "необходимо либо поддерживать и развивать, либо возрождать, либо содействовать ее изменению к лучшему". Активность рассматривается не только как отношение к деятельности, но и как форма деятельности. Так, в число важнейших форм деятельности включают подражательную деятельность, считая наблюдение и подражание важнейшими формами активности человека в процессе всей его жизни.

Встречающиеся в литературе понятия "активность личности" и "активность субъекта" часто ошибочно, на наш взгляд, используются как синонимы. Так, Л.И. Анцыферова отмечает трудности, которые возникают при попытке разведения понятий "субъект" и "личность". Ананьев считает, что субъект - всегда личность, а личность - субъект, но все же содержание этих понятий никогда полностью не совпадает". В понятии "субъект" О.А. Конопкин акцентирует "внимание, в первую очередь, на активное, деятельностное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с действительностью". Традиционно ''личность'' определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

Общие основы формирования связной речи детей с ОНР
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста. Формирование связной речи детей с О ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru