Методы и динамика формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Новое об образовании » Процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения » Методы и динамика формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Страница 7

1. Вслед за Н. Светловской под «читательской самостоятельностью» мы будем понимать личностное свойство, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

2. Процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников будет эффективным, если на уроке внеклассного чтения будут использованы следующие методы обучения: беседа, чтение «самостоятельное» вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание.

3. Критериями, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности младших школьников, в

том числе и первоклассников:

× умение работать с книгой;

× начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);

× знание библиографических сведений

4. Анализируя результаты констатирующего эксперимента нами было выявлено четыре уровня по которым можно судить о сформированности у учащихся первого класса читательской самостоятельности. В контрольной группе с высоким уровнем 8,3%,средний 66,7%, а с низким 25%. В экспериментальной группе с высоким 50%, средний 25%, низкий 25%. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что уровень развития читательской самостоятельности младших школьников не отвечает требованиям. В итоге смогли самостоятельно применить такие самые распространенные приемы, как пользование содержанием в конце книги, 8,3% учеников; нахождение книги по внешним и внутренним признакам -16,7% .составление плана прочитанного-16,7%, оформление карточки на прочитанную книгу-8,3% школьников.

5. В ходе экспериментального исследования с целью развития читательской самостоятельности первоклассников были использованы следующие методы: специальные упражнения, направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры. Для решения задачи повышения читательской самостоятельности использовалось многократное прочтение текста, чередование обычного чтения с очень быстрым, чтение «Слоговичков», чтение чистоговорок, скороговорок, словесное рисование. Использовались литературные игры, работа с иллюстрациями, ведение читательского дневника.

6. После внедрения методов, направленных на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения с детьми экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика учащихся. На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, позволяющий определить уровень сформированности читательской самостоятельности первоклассников.

В результате высокого уровня нет, достаточного тоже, 75% учащихся контрольной группы имеют средний уровень сформированности читательской деятельности, 25% - низкий уровень. В экспериментальной группе эти показатели значительно выше. Достаточный и низкий уровень у учащихся экспериментальной группы не зафиксирован. Средний уровень наблюдается у 58,3% детей, 41,7% имеют высокий уровень сформированности читательской самостоятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

Речевая симптоматика дисграфии
При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме ко ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru